+7(3852) 36-97-13 Купить билет
Эдуард Тимошенко
Ведущий мастер сцены, заслуженный артист России (2006)
День рождения: 27 Февраля
г. Иркутск

Первый драматический герой в труппе театра. Актер-личность, с художнической позицией, ярким и многогранным дарованием. Щедро дарил себя всем театральным сценам города: работал в театре юного зрителя, театре музыкальной комедии, Маленьком музыкальном театре, театре кукол «Сказка», но в полной мере раскрыл свой недюжинный актерский талант на сцене театра драмы!

Обладает способностью к особому мистическому восприятию и жизни, и трагедии, что позволяет актеру воплощать на сцене совершенно разные образы: и шекспировских героев (Гамлет, Тибальт, Отелло), и чеховских Тригорина («Чайка») и Кулыгина, Прозорова («Три сестры»), и беззаботного Стенли Поуни из комедии Р.Куни, и несчастного Германа из «Пиковой дамы», и «роскошную скотину» Тамбурмажора в «Войцеке», и шукшинского Ивана-дурака и др. Все герои  Э.Тимошенко вызывают у зрителей со-причастность, со-страдание, со-переживание.

Э.Тимошенко был дважды удостоен титула «Лучший актер города Барнаула».

«Эдуард одержимый в работе. В жизни он по-человечески мягкий, интеллигентный, а в отношении профессии просто фанат. Он из тех актеров, кто не смотрит на время, он готов выкладываться. Эдуард – гибкий актер, быстро реагирует на замечания режиссера. С ним интересно работать» (Заслуженный артист РФ В.Н. Филимонов, главный режиссер и художественный руководитель Алтайского государственного театра музыкальной комедии (1992-2009))

По итогам 2012-2013 театрального сезона Алтайское отделение Союза театральных деятелей РФ присудило заслуженному артисту Э.В.Тимошенко победу в номинации «Лучшая мужская роль II плана» за создание образа Стронциллова в спектакле «Два ангела, четыре человека».

Эдуард Викторович Тимошенко родился 27 февраля 1967 г. в г. Иркутске.

Окончил Иркутское театральное училище в 1986 г. По распределению был направлен в Семипалатинский областной драматический театр им. Ф.М. Достоевского. Во время гастролей театра в г. Барнауле в 1986 г. молодой артист был приглашен в труппу Алтайского краевого театра юного зрителя, где прослужил пять лет. Профессиональное становление и творческий путь артиста связаны с ведущими театрами краевого центра. Он работал в Алтайском краевом театре драмы (1991 - 1996), Маленьком Музыкальном театре (1996), Алтайском краевом театре кукол “Сказка” (1996 - 1999), Алтайском краевом театре музыкальной комедии (1999 - 2000). Артист шлифовал свое мастерство и открывал новые грани своего сценического дарования в разных видах и жанрах театрального искусства, что даровало ему ценный актерский и человеческий опыт, помогло сформировать творческую личность.

За первое десятилетие своей сценической деятельности Э. Тимошенко сыграл много разнохарактерных ролей, создал яркую палитру художественных образов в произведениях разных театральных жанров. Среди запоминающихся образов, созданных артистом, – герои русских сказок: Иван («Конек-Горбунок» П. Ершова), Емеля («Емелино счастье» А. Новацкого и Р. Сэф), Руслан («Руслан и Людмила» по поэме А.С. Пушкина); герои русских классических водевилей: Александр («Беда от нежного сердца» В. Соллогуба) и Мордашов («Аз и Ферт» П. Федорова) в спектакле «Вечер русского водевиля», выдержавшем более 100 представлений на сцене краевого театра драмы; герои зарубежной и русской классики: Освальд («Привидения» Г. Ибсена), Беляев («Месяц в деревне» И. Тургенева). Особую любовь зрителей и признание театральной критики принесла артисту роль Принца Уэльского, Короля Георга IV в трагикомедии «Кин IV» Гр. Горина – образ царственной особы, поистине «голубой крови», но столь человечный, столь заразительный своей молодой влюбленностью в жизнь и необоримой страстью к лицедейству.

Эдуард Тимошенко вернулся в Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина в 2000 году. Актер, искупавшийся в палитре ярких красок разнообразных сценических жанров, но тяготеющий к непреходящим ценностям психологического театра, обретает здесь свою «театральную землю». Последующие годы – это наиболее гармоничный, с красивым ролевым аккордом творческий период актера.

Он начался для актера с работы над ролью Брауна в зонг-драме «Трехгрошовая опера» Б. Брехта. Шеф лондонской полиции, Пантера-Браун в исполнении Э. Тимошенко был, как отмечала московский театральный критик Р.П. Кречетова, «по-брехтовски вылощено элегантным и техничным: отработанность пластическая и пластическая выразительность, вопреки раздрызганности и ложным психологическим схождениям…». В актерской манере существования Эдуарду Тимошенко удалось воплотить «чисто брехтовский театр» – сегодняшний по интонации, по ощущению, по той агрессии, которая в нем есть, по этой единой его энергии». (Р.П. Кречетова. Не надо бояться оскорбить буржуазные вкусы. «Вечерний Барнаул» 8 августа 2001 г.). В полной мере проявилась в этом спектакле синтетическая природа актера, его музыкальные, хореографические и драматические способности.

Крупным событием в творческой жизни артиста Эдуарда Тимошенко стала роль Гамлета в трагедии У. Шекспира. Она открыла в нем такие профессиональные и человеческие качества, которые угадывались в потенции, но не были раскрыты с такой очевидностью, как в этой работе. Способность артиста органично присвоить себе невероятно сложный внутренний мир самого знаменитого образа мировой драматургии и раскрыть его духовное богатство – оказалась не только неожиданной, но и вполне состоятельной. А это, в свою очередь, вызвало полную самоотдачу, взрыв яростного темперамента и одновременно удивительную убедительность.

Театральные критики в рецензиях на спектакль отмечали, что кажущееся противоречие между «жестким до жестокости» режиссерским решением образа Гамлета и «внешне очень мягким» Эдуардом Тимошенко, которому была поручена эта роль, очень быстро уступало место “ощущению особой силы этого человека. Той силы, которая позволила принять ему вызов судьбы, вызов роли, которая заставляет существовать на грани, напрягая психические мышцы до предела» (О. Наумкина. Роль как вызов судьбы. «Алтайская неделя» 1-7 августа 2002 г.).

Более 10 лет спектакль шел с неизменным аншлагом, и зрительский интерес к нему не иссякал, потому что в этой постановке есть мощный стержень, заключенный в плоть и кровь актера, несущего высокий духовный смысл шекспировского творения.  Образ Гамлета стал одной из творческих вершин актерской биографии Эдуарда Тимошенко.

Поразительно, но в другой шекспировский образ – Тибальта в трагедии «Ромео и Джульетта», который был создан Э. Тимошенко всего лишь год спустя после «Гамлета», актер не внес ни одной «гамлетовской» нотки. Его Тибальт – воплощение холодной и неистребимой ненависти, прирожденный убийца, сам не страшащийся смерти. Холодный ясный взгляд, благородная осанка, уверенность, и – слепая сила ледяной ярости. И при всем этом актер сумел передать пронзительную тоску одинокого волка, изгнанного из стаи и обреченного на гибель.

Нельзя не отметить замечательную актерскую работу Э. Тимошенко в спектакле «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка. Образ «бравого капитана» Петрюса был мастерски воплощен актером в полном соответствии с жанром, который определил режиссер - серьезный фарс. Прямой и простодушный парень, отчаянный романтик и совсем мальчишка в душе, Петрюс, вовлеченный в чудовищную фантазию друга детства Брюно, до последних мгновений смешно и трогательно пытается сохранить чистоту отношений. А когда не удается отвергнуть этот бред, он с неподдельной болью «выдавливает» из себя детство и надевает маску циничного мужлана – только для того, чтобы спасти друга.  

Каждую свою роль Э.В. Тимошенко делает с неиссякаемым актерским азартом и скрупулезным профессиональным мастерством. Даже когда литературный материал легковесен, и в создании образа ему не помогает режиссер, артист не позволяет себе выйти на сцену с суррогатом. Невозможно представить, чтобы Эдуард Тимошенко «выдал» роль без характера, без речевого строя, без жанрового признака, без интеллектуальной огранки, без мысли, без идеи, без сопряжения традиций и поисков, без подключения многих и многих знаний, опыта, а также без опоры на зрительское воображение и фантазию.

Именно так рождалась роль в комедии Р. Куни «Слишком женатый таксист», где герой Э. Тимошенко – веселый безработный Стенли Поуни, завоевал безоговорочные симпатии зрителей и восторженные отзывы критиков. В работе над образом Стенли Поуни во всем блеске проявилась комедийно-эксцентричная сторона актерского таланта Э. Тимошенко. «Жанр спектакля определен как фарс-мажор, - пишет журналист В. Ворсина, - а на публику это действует как экстравагантная клоунада. И главный коверный здесь - Стэнли Поуни в исполнении замечательного артиста Эдуарда Тимошенко, который умудряется одновременно быть и «рыжим», и «белым» клоуном, но даже в самой экстравагантной ситуации остается вполне понятным и душевным человеком» («Алтайская неделя», 1 - 7 декабря 2004 г.).

Диапазон сценического дарования артиста позволяет воплощать порой контрастные образы классической и современной драматургии, от трагедии переходить к острогротескным комическим краскам. Созданные Э.В. Тимошенко образы всегда отличают глубокий психологизм, безупречное владение театральной формой, врожденная артистичность и душевное благородство, которое придает глубокий человеческий масштаб его героям.

Таков и его Отелло в одноименном спектакле по знаменитой пьесе У. Шекспира – третья шекспировская роль в репертуаре артиста. В 2006 году спектакль «Отелло» принял участие во II Международном театральном фестивале «Ученики мастера» (ученики режиссера Камы Гинкаса) в г. Санкт-Петербурге, где актерская работа Э. Тимошенко получила достойную оценку театральной общественности России.

Одним из ярких образов, созданных Э.В. Тимошенко стал Тамбурмажор в спектакле «Войцек» по пьесе Г. Бюхнера. По итогам театрального сезона 2007-2008 гг. за эту роль артист был отмечен Дипломом Алтайского отделения СТД РФ «Лучшая мужская роль второго плана».

В творческой биографии актера есть еще одна роль, которую не принято вносить в репертуарный список, - это роль главного Деда Мороза нашего города. Десять лет подряд бессменно исполняет эту роль артист Эдуард Тимошенко на городских новогодних массовых праздниках и в театрализованных представлениях. К этой роли артист относится как к высокому служению, всегда работает «по полной программе», вдохновенно, с большим мастерством.

«Актером всея театра» называют в Барнауле артиста Эдуарда Тимошенко. Его популярность в городе неоспорима, он – постоянный герой местной прессы: опубликовано большое количество статей и интервью с артистом. Интерес к личности Эдуарда Тимошенко обусловлен не только театральной, но и значительной общественно-культурной деятельностью артиста. Эдуард Викторович Тимошенко – участник и постоянный ведущий культурных мероприятий городского и краевого масштаба, активно сотрудничает с краевым радио и телевидением.

За большой личный вклад в развитие театрального искусства Алтая и активную творческую деятельность Эдуарду Тимошенко был присужден Диплом Лауреата премии локомотивщиков Алтая в номинации «Лучший актер 2002 года». По итогам акции «Выбери лучшего актера сезона», проводимой среди читателей газеты «Комсомольская правда на Алтае», Эдуард Тимошенко был удостоен титула «Лучший актер сезона 2003-2004 гг.».

За двадцать лет работы на барнаульской сцене Э.В. Тимошенко побывал с гастролями краевых театров во многих городах России: Санкт-Петербурге, Иркутске, Томске, Кемерово, Семипалатинске, Бишкеке, Новосибирске, Омске, Екатеринбурге; городах и селах Алтайского края. В составе творческих групп спектаклей артист принимал участие в Международном фестивале театров кукол (1999), Всероссийском фестивале «Реальный театр» (2003), Межрегиональном театральном фестивале «Сибирский транзит».

Своим творчеством Э.В. Тимошенко внес большой вклад в развитие культуры и театрального искусства Алтайского края и Сибири.

В октябре 2006 года Указом Президента России Эдуарду Викторовичу Тимошенко за высокие заслуги в сценической деятельности присвоено Почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

Мастерство, с которым Эдуард Тимошенко создает и играет свои роли, выводит его в первый ряд артистов Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина.  

В этом сезоне:
Борис Семенович Гусь – Ремонтный
Сатирическая комедия в 2-х действиях «Зойкина квартира» М.Булгаков (2017)
Иван Петрович Берестов
Повесть «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкин (2016)
Иван Семенович Прозоровский
Историческая драма «Я пришел дать вам волю» В.М. Шукшин (2014)
Шмага
Жестокий романс «Без вины виноватые» А.Н. Островский (2014)
Некто Стронциллов
Комедия «Два ангела, четыре человека» В. Шендерович (2013)
Герцог Веронский
Трагикомедия в двух частях «Чума на оба ваши дома!» Гр.Горин (2013)
Мастино, арестант
Фруктово-овощной коктейль «Приключения Чиполлино» Джанни Родари (2011)
Дудка
Комедия в двух действиях «Сон в летнюю ночь» У. Шекспир (2010)
Германн
Странный анекдот «Пиковая дама» А.С. Пушкин (2006)
Доктор Борменталь
Хроника одного эксперимента «Собачье сердце» М. Булгаков (2005)