+7(3852) 36-97-13 Купить билет
Новости
4Сентября 2015

Балетмейстер спектакля «За двумя зайцами» Николай Реутов строит отношения с артистами на абсолютном доверии

Балетмейстер спектакля «За двумя зайцами» Николай Реутов строит отношения с артистами на абсолютном доверии

Известный российский балетмейстер Николай Реутов работает эти дни с артистами краевого театра драмы над спектаклем «За двумя зайцами». Это уже не первый опыт сотрудничества Николая Александровича с ведущим Алтайским театром драмы. Три года назад он был хореографом спектакля «А этот выпал из гнезда».

- На вашей репетиции с огромным удовольствием посмотрел, как работаете. Как удается «растанцовывать» всех артистов? Есть ведь среди них те, кто стесняется, комплексует.

- Я строю свои отношения с артистами на абсолютном доверии и на уверенности в том, что каждый может танцевать. Так или иначе каждый из нас танцует. Просто кто-то больше зажат и замыкается, кто-то меньше. Освободить человека от зажимов можно, только когда ты абсолютно откровенен и не смотришь на него со всезнающим, снисходительным прищуром. Не надо зажиматься! Не надо думать, что мы танцуем. Всегда говорю артистам: мы делаем очень простые шаги. Шаг в сторону, приставили вторую ногу - и так далее. Как в жизни! Танец – эмоциональное выражение вашего внутреннего состояния сейчас. Мы ведь постоянно его выражаем. Можем пуститься в пляс от радости. Можем сесть, повесив голову. Это уже эмоциональное движение. Это уже танец.

- Однажды вы сказали, что в наших театрах очень мало актеров с прямой спиной, не учат их в театральных училищах умению держать осанку. В «драме» есть актеры с прямой спиной?

- Пока что не могу ответить - мы только начали работать. Я второй раз в этом театре. Первое знакомство было в 2012 году во время работы над спектаклем «А этот выпал из гнезда». Но тогдашний театр совершенно отличается от нынешнего.

- Чем же?

- Сейчас больше театрального духа. Теперь здесь пахнет театром. В первый мой приезд шла работа против ветра. Были актеры, с которыми мы делали спектакль. Остальная труппа отстраненно так, немного с прищуром наблюдала: «Посмотрим, посмотрим, что вы тут сделаете. Ясно, что ничего хорошего-то не получится. Но попробуйте, чего там». Когда я начинаю сдавать такой «экзамен», то всегда задаюсь вопросом: «А зачем мне это надо?». Принципиально не участвую в конкурсах. Не хочу лезть куда-то и изо всех сил стараться понравиться кому-то. Я люблю работать. А доказывать что-то не собираюсь. Я вернулся сюда спустя три года. Вижу вроде те же самые лица, но они уже совершенно другие. Не хочу сказать, что все вокруг идеально, но это уже театр.

- Чем интересна работа в спектакле «За двумя зайцами»?

- У нас с Александром Марковичем Зыковым давний, слаженный тандем. Мы с ним и говорим-то иногда на полуптичьем языке, поскольку хорошо понимаем друг друга. Меня он подкупает доверием к людям, с которыми работает, и умением ждать. Ждать, когда в тебе самом прорастет то, что требуется для данного спектакля, для данной роли. Зыков жутко переживает, мучится, когда в артисте не прорастает то, что нужно. Он обязательно подскажет, подведет, подтолкнет (что намного ценнее и важнее), но никогда не станет натаскивать, принуждать, ломать через колено. И будет терпеливо ждать. У нас была с ним подобная история в одном из спектаклей, когда от меня требовалось поставить танец для девятилетней девочки. Я долго не мог представить, что надо делать, но Александр Маркович упорно ждал, создал необходимую ситуацию и добился своего. Мы сейчас работаем одной командой. Это чудесно. Мне радостно, что на постановке собрались хорошо мне знакомые театральные люди, включая Любовь Михайловну Березину. Со всеми с ними я прожил очень приятные даже не месяцы, а уже годы жизни.

***

- У вас богатая география творческих командировок - работали в театрах «от тайги до британских морей». Среди них немало сибирских – в Красноярске, Новосибирске, Омске, Норильске. Есть в них какая-то общая черта?

- Вне сомнений, есть особость сибирского характера. В Норильске вообще особенный народ живет. Конечно, там собраны совершенно разные люди, как и везде. Но само житье на северах накладывает на людей отпечаток совершенно другой, нежели в столицах. И есть в этом отпечатке определенный момент крепости человеческого духа и романтизма. В Сибири вообще люди крепче и честнее. Здесь «да» - это «да», а «нет» - это «нет». Здесь нельзя быть чуть-чуть беременным.

Что касается работы в театре, то здесь некуда особо спешить и торопиться. Люди находятся и работают в театре. Что очень приятно и ценно. Ты знаешь, что можешь растянуть репетицию сверх запланированного еще минут на сорок, и это нормально воспримут. В Москве, Питере и других крупных городах гораздо больше отвлекающих от театра моментов – таких, как кино, телевидение, радио, халтуры в антрепризах и рекламе, что, конечно, мешает театральному процессу!

- Как постановщик танцев вы дебютировали в спектаклях «Гамлет» и «Отелло». Потом были и другие спектакли по пьесам Шекспира. Если бы вам сказали: «Николай Александрович, вы режиссер, берите любую пьесу Шекспира». Ваш выбор?

- Шекспир – это вершина. (После долгой паузы) Я бы выбрал «Двенадцатую ночь» и… хотелось бы… хотелось бы «Гамлета». Хотя нет, для меня эта трагедия пока закрытая тема. Есть «Гамлет» Козинцева, Някрошуса, есть «Гамлет», который мы ставили с Ростиславом Горяевым, есть «Гамлет», который делался с Юрием Бутусовым – нужно, чтобы для меня закончился определенный жизненный этап. Нужно понять, что для меня «Гамлет» сейчас… Кстати, тема «Короля Лира» сейчас становится мне ближе «гамлетовской».

- Вы сотрудничали со многими режиссерами. Как складывались отношения с ними? Насколько вы самостоятельны в принятии каких-то постановочных решений?

- Диалоги с режиссерами всегда выстраиваются по-разному. Даже с одним и тем же человеком на разных спектаклях. С одним режиссером встретились. «Здравствуйте, это вы?» - «Да, здравствуйте». – «А можно вас нескромно попросить?» - «Пожалуйста». – «Не могли бы сделать так, чтобы танцев в спектакле не было?» - «Могу». – «Здорово! Значит, работаем». А с другим диалог был следующим... (Смеется.) Хочется сразу же спародировать этого режиссера… Он делал вот так: «А-а-а!!! Тихо! Смотрите все! Коля, вот здесь ты делаешь вот так и вот так! Видишь?! Две минуты! Давай-давай, поехали!!!». Сделали. Посмотрел. «Нет! Не то! Переделай все сам!». – «Пожалуйста», - говорю. С этим же режиссером была история. Неделю просидел на репетициях, вторую. Подошел к помрежу: «Знаете, когда я понадоблюсь, позовите». На этот спектакль я не понадобился. С этим же режиссером была еще одна история – уже в третьем спектакле. Он сказал: «Коля, мне надо вот это и вот это». И ушел. Я сделал. Показал. Он был краток: «Да. Всё. Этот кусок сделан. Дальше репетируем». Нет универсального рецепта общения с режиссерами. Но я твердо знаю – как только скажут: «Ой, спектакль-то так себе, а вот танцы хорошие», вот это капец, плохо дело. В драматическом спектакле танцев не должно быть видно. Неправильно, когда действие, действие, а потом стоп - танец пошел.

- Николай Александрович, в прошлом году вы получили премию имени Табакова за работу в МХТ и «Табакерке». Олег Павлович сказал на награждении: «Если мы сами не сделаем, то ничего не будет». Программное такое заявление... А что бы вы сказали со сцены в ответ?

- Мама моя говорила: «Ты не должен отказываться ни от какой работы. И если когда-нибудь артист попросит помочь, обязательно это сделай. Ты не имеешь права отказаться». И никаких отговорок – на нехватку времени или усталость. Плохо будет тогда, когда тебя не попросят. Значит, ты уже не нужен.

- В качестве балетмейстера вам довелось поработать со знаменитым фигуристом Евгением Плющенко. Какой опыт приобрели?

- Был покорен профессионализмом Евгения. Несмотря на всю свою звездность, он пахал. Его умение работать – очень хороший пример для подражания. Он высасывал из тебя все, что ты мог дать. Плющенко не из тех, кто может через губу небрежно бросить: «Ну покажи». Он включается сразу, хорошо тебя слышит и заставляет себя делать то, что предложено. При этом Плющенко на момент нашего сотрудничества был весь в медалях и титулах. Сделали номер, который предназначался в программу Николая Баскова. Мы недолго сотрудничали, но это было здорово!

***

- Николай Александрович, Вы же и в кино снимаетесь? У вас внушительная фильмография: «Господа офицеры», «Итальянец», «Алька», «Танцуй!», «Литейный, 4», «Морские дьяволы»-4, «Наркотрафик», «Адмиралъ». Какой из этих фильмов принес наибольшее творческое удовлетворение?

- «Итальянец». Во-первых, история, рассказанная в фильме, мне очень близка. Во-вторых, это действительно серьезная работа, а не просто из серии: «А я вот еще снялся в кино». Запомнились съемки в «Адмирале» и «Господах офицерах».

- К кому из кинорежиссеров пошли бы без разговоров?

- Хорошего кино у нас мало снимают. Пошел бы к тому, кто делает не «мыло». Смотришь эти бесконечные сериалы и знаешь, каким будет диалог. Герои начинают говорить, а сижу и продолжаю за них. И точно попадаю в реплики! Домашние удивляются: «Ты смотрел что ли раньше? Откуда знаешь?». К Сокурову бы однозначно пошел, тут же! К Урсуляку, Кравчуку – не раздумывая.

***

- Однажды вы сказали: «Дайте ребенку творческого воздуха. Не развивая детей, мы можем лишиться целого культурного слоя». В связи с этим два вопроса. Есть ли у вас какой-то постоянный детский проект?

- Сказал я эти слова по поводу студии творческого развития Константина Хабенского и проекта «Поколение Маугли». Проект долгоиграющий. Он родился в Казани, потом переехал в Уфу, а в начале лета мы его сделали в Питере. И были участником в программе Петербургского экономического форума. Во всех трех случаях было очень много детей. Следующий город по плану – Новосибирск. Дальше – Нижний Новгород, Воронеж. Я в этом проекте работаю на благотворительной основе. Но сам по себе он, конечно, требует финансовых вложений (перевозка декораций, аренда помещений и прочее), и какой будет дальнейшая судьба «Поколения Маугли», в наши дни сказать сложно.

- Второй вопрос. В последние годы много говорят о патриотическом воспитании молодежи. Дело хорошее и нужное. Но вам не кажется, что эти два процесса – культурное воспитание и патриотическое – иногда движутся в разные стороны?

- Я не могу утверждать, что в работе над проектом «Поколение Маугли» мы педалируем понятие «патриотизм»: «Вот дети – Россия, наша страна, ее надо горячо и безоглядно любить!». Мы говорим о непреходящих духовных ценностях. Я думаю, что культурный человек как раз и будет патриотом. Голый ура-патриотизм заканчивается при первой крепкой взбучке, после чего остается желание тупо выжить. Все это замечательно описано у Василя Быкова в повести «Сотников». В Сотникове, далеко не богатыре, дрючке с виду, побеждает не его патриотизм, а его духовная культура, невозможность совершить предательство, переступить какие-то вечные истины. В каком соотношении находятся патриотизм и духовность? Наверное, патриотизм может вырасти только из духовности. Из «Не предай», «Не убей», «Возлюби ближнего своего».

- «У меня недостатков больше, чем достоинств», сказали вы также. Если не секрет, что считаете своим главным недостатком?

- (С тяжелым вздохом) Малообразованность. Мне бы хотелось знать больше о многих вещах. Несмотря даже на то, что «во многих знаниях многие печали».

- Два десятка лет назад в беседе с журналистом Мариной Дмитревской вы признались, что не можете без работы высидеть дома и неделю, изводите семью моральным террором. А сейчас как?

- Так же!

Беседу вел Сергей ЗЮЗИН

Другие новости
  • Ждем гостей из Казахстана! Артисты Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова представят на сцене нашего театра спектакль «Андалузское проклятие»
    18 Августа
    Ждем гостей из Казахстана! Артисты Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова представят на сцене нашего театра спектакль «Андалузское проклятие»
  • Второе рождение! После долгого перерыва спектакль «Я пришел дать вам волю» вновь на сцене нашего театра!
    10 Августа
    Второе рождение! После долгого перерыва спектакль «Я пришел дать вам волю» вновь на сцене нашего театра!
  • Мы вышли из отпуска! Начинаем готовиться к открытию 96-го театрального сезона
    7 Августа
    Мы вышли из отпуска! Начинаем готовиться к открытию 96-го театрального сезона