К юбилею артиста. Звездная судьба Эдуарда Тимошенко

К юбилею артиста. Звездная судьба Эдуарда Тимошенко

все новости

27 февраля заслуженный артист России Эдуард Тимошенко России отметил 50-летний юбилей. О его актерском феномене мы попросили поделиться мнением известного театроведа Елену Сергеевну Кожевникову.

- Барнаул расположен в стороне от магистральной линии, связывающей Россию от Запада до Востока, поэтому в театральном пространстве Сибири наш город не очень открыт и подвижен. Для актера случай показаться критикам на каком-либо фестивале выпадает очень редко. Обязательно надо куда-то выезжать. Или кто-то – желательно представляющий столичную прессу – должен приехать, посмотреть и написать. Поэтому такую актерскую судьбу, которая сложилась у Эдуарда Тимошенко, безусловно, можно назвать звездной. В провинциальных театрах подобное случается нечасто.

Звездная судьба актера Тимошенко считывается прежде всего через репертуар. В этом Эдуард Викторович, безусловно, - любимец Фортуны. Актер сыграл все или почти все, о чем мечтают только можно мечтать. Роли мирового репертуара русской и зарубежной драматургии украшают его послужной список. Немногим служителям Мельпомены выпадает такое везение! Посмотрите, как богата его биография! Шекспировские Гамлет, Тибальт, Отелло! А также пантера Браун в зонг-драме Б.Брехта «Трехгрошовая опера», Тамбурмажор в «Войцеке» Г.Бюхнера, Тригорин в чеховской «Чайке». И это далеко неполный список ролей, сыгранный на театральных подмостках нашей драмы.

Эдуард Тимошенко окончил Иркутское театральное училище, немного поработал в Семипалатинском областном драматическом театре и перебрался в 1986 году в Барнаул. Его пригласили в Алтайский краевой ТЮЗ, в котором Эдик прослужил пять лет. Острого желания работать в нем было больше, чем ему в тот момент мог дать ТЮЗ. И в 1991 году он принимает приглашение Алтайского краевого театра драмы. Тогдашний директор «драмы» Юрий Дубенко в прошлом был актером. У Дубенко был наметанный глаз на талантливых актеров. Одаренность Эдуарда Тимошенко стала быстро развиваться в русле русского классического репертуара. Это была прекрасная школа для молодого актера. В классической драматургии все роли тщательно прописаны, наличествует подтекст, коллизии, конфликт. Текст пьесы образный, актеру есть над чем работать. А Эдик ведь очень трудолюбивый. Ему вообще, по-моему, кроме театра ничего не нужно. Могу ошибаться, но мне кажется, что Эдику без театра жизнь скучна. В театре он всегда открытый, улыбчивый, на вольтаже. Никогда не будет скандалить по поводу того, что у него в роли мало текста. Он не мелочится. В плане работы Тимошенко безупречен.

На том своем первом этапе работы в театре драмы Тимошенко уже получал интересные роли. В спектакле по И.Тургеневу «Месяц в деревне» играл учителя Беляева. Это была очень ответственная роль (к примеру, у Анатолия Эфроса Беляева играл Олег Даль). «Месяц в деревне» показали в Новосибирске на фестивале, который еще не получил в своем названии известное теперь всем театралам слово «транзит». Критики отметили две работы – Татьяны Королевой и Эдуарда Тимошенко. У Эдика Беляев получился наивным, мечтательным, порывистым, влюбленным в жизнь молодым человеком, которого сломила случившаяся в усадьбе история. Сказать, что Тимошенко хорошо сыграл свою драматическую линию, - сказать мало. Он прожил ее во всей полноте разочарования и потери. Очень сложно отразить в роли драматический слом. У Тимошенко это получилось.

В спектакле по пьесе Е.Леонова «Золотая карета» Тимошенко досталась роль слепого Тимоши. Эдик сыграл человека удивительной открытости и доброты. Человека с потребностью отдать все душевное тепло, которое у него есть, окружающим людям. В герое Тимошенко проступала жертвенность и благородство.

В том временном периоде мне запомнилась и работа Тимошенко в спектакле по пьесе Г. Горина «Кин IV». Он играл короля Георга IV, который любил театр и дружил с актером Кином IV (играл его Виталий Махов). Горинская пьеса была сама по себе очень интересна для постановки, у Тимошенко с Маховым возникал запоминающийся дуэт. У Эдика получился король по своей внутренней власти, а по поведению и восприятию жизни в нем было много актерского, озорного, карнавального. Это сочетание, казалось бы, несочетаемых качеств сделало роль Георга очень интересной.

Затем в театре драмы наступил невеселый период – жизнь без главного режиссера. Эдик стал искать другие точки приложения своих сил и энергии. Три года он работал в Алтайском краевом театре кукол. На том этапе главным режиссером был Роман Виндерман. Работа под началом Виндермана положительно сказалась на развитии богатых актерских способностей Тимошенко. Запомнилось, как в спектакле «Мертвые уши» Эдик замечательно, похоже сыграл Чехова. Вообще в то время самая интересная театральная жизнь в Барнауле складывалась именно в театре кукол. Затем актер оказался в театре музыкальной комедии – в спектакле «Братья по крови» он очень хорошо пел и танцевал, что говорило о богатых возможностях его творческой натуры.

В 2000 году Тимошенко вернулся в театр драмы. А в 2002-м режиссер Андрей Лапиков поставил «Гамлет». Принц Датский в исполнении Тимошенко был очень демократичен. Это не герой, взявший на себя все проблемы человечества. И не герой, полностью морально разрушенный, умирающий уже ни во что не веря. Нет! Гамлет Тимошенко пытался успеть что-то сделать, изменить. Зрители очень полюбили его в этой роли.

Вскоре в театре пришел режиссер Владимир Золотарь. Первый спектакль, который он поставил, был «Великодушный рогоносец». Эдик получил роль «бравого капитана» Петрюса, друга главного героя. Роль маленькая, но, я уверена, что режиссер заметил очень ценное качество в Тимошенко-актере – погружаться внутрь жизни своего персонажа, брать его боль и проблемы на себя. Поэтому-то, кстати, герои Тимошенко всегда живые.

В спектакле «Чайка» Тригорин у Эдуарда оказался человеком сломленным, рефлексирующим, а не каким-то там дамским угодником или Дон Жуаном. Тригорин Тимошенко был нерешительным, вялым, рано уставшим от жизни. Он редко «оживал» и надеялся, что очередная любовь, пришедшая в его жизнь, круто изменит ее. Эта была роль, о которой я вспоминаю до сих пор. Тимошенко сыграл проблему целого поколения.

В спектакле «Пиковая дама» у актера мало слов, и все, что можно узнать о Германне, считывается по молчанию актера, его пластике, импульсивным движениям. Герман напрягается, хочет куда-то прорваться и боится. Боится, потому что он расчетливый немец.

Когда я смотрю «Собачье сердце», которое живет на сцене театра драмы уже 10 лет, живет потому, что его очень любят актеры, я вижу в Тимошенко русского интеллигента той эпохи, о которой писал Михаил Булгаков. У врача Борменталя есть четкое понимание сложившейся ситуации, разрушающейся жизни и страшной ошибки в научном эксперименте.

Наконец, «Войцек». Помню, когда спектакль разбирали на «Сибирском транзите», критики говорили, что Тамбурмажор – это уже не человек. Это животное. Бравый, пьяный, властный буржуа в армейском мундире. Как он возникал, как он передвигался, как общался с людьми, как танцевал с Марией! Это было так унизительно и гадко - пьяное животное в человеческом мундире командует нами и калечит наши судьбы. С одной стороны, я испытывала глубокое отвращение к этому персонажу, а с другой, огромное восхищение работой актера. Актерская природа Тимошенко удивительным образом сочетает в себе противоположные, разнонаправленные энергии.

На сегодняшний день Эдуард Тимошенко – профессионал высокого класса! Это тот актер, который может сыграть все. Он удивительно цепкий и наблюдательный актер. Эдуард может очень глубоко погрузиться в своего персонажа и подчинить ему свою пластику, мелодику речи, мимику. Создается полное впечатление, что персонаж управляет актером. Вот что это? То самое подсознание, которое является почвой для творчества? Та самая интуиция, столь необходимая в работе актера? Роли Тимошенко - это редкий случай, когда ты можешь прийти на спектакль и профессионально погрузиться в актерскую работу. Во все ее таинственные перипетии и закоулки. Эдуард Викторович находится в прекрасной творческой форме. Хочется пожелать ему дальнейшего покорения творческих вершин.

Сергей Зюзин

другие новости