«Кроткая»: бунт против расчета
«Кроткая»: бунт против расчета

«Кроткая»: бунт против расчета

все новости

В преддверии премьеры спектакля «Кроткая» о смысле этого загадочного произведения рассуждает филолог, член Международного общества Достоевского, доцент кафедры общей и прикладной филологии, литературы и русского языка АлтГУ Елена Сафронова.

- Французский писатель Андре Жид называл «Кроткую» «изумительной вещью, одним из самых мощных творений Достоевского». Особенно приятно, что в год театра в Барнауле обратились к творчеству писателя, ведь Достоевский бывал в нашем городе неоднократно и даже мечтал жить в нем, «если ничего не будет другого по манифесту».

В основе его повести лежит вечная проблема взаимоотношений мужчины и женщины, семьи, которую трудно назвать семьёй. Автор показывает, как порой сложно совместить жизнь разума и сердца, насколько неприемлем расчет в семье, попытки математически спланировать будущее счастье, сложить его из материальных ценностей. Планирование семейной жизни героя даётся в повести в соответствии со схемой буржуазной драмы, власти денег.

В этом смысле знакова сознательно выбранная им профессия – Закладчик, он дает деньги в рост. И не менее значимо отсутствие его имени. Это тип, которых было, есть и будет очень много. Обиженный на весь мир человек, получая наследство, становится ростовщиком и женится на сиротке, спасая её от верной гибели. И это тоже расчет, поскольку он выбирает себе в жены Кроткую. В самом начале семейной жизни он властно и холодно отсекает проявления нежности в своей молодой супруге, потому что ему кажется, что его системная запрограммированная любовь, которую он должен вырастить в жене, надежнее.

Далее мы увидим молчаливое противостояние, войну мужчины и женщины, попытку подавить другого и наконец, самоубийство Кроткой с Иконой Богородицы в руках. Это знаковый поступок, в котором и несогласие на существование расчета в семье, на размывание границ между Добром и Злом… Наконец, это и месть мужу, поскольку своим поступком она ставит точку в их больном диалоге.

Самый волнующий для меня вопрос – это вопрос о характере главной героини. Ведь именно её Достоевский сделал центральным персонажем: кроткая ли она? И нужны ли смирение и кротость в браке?

Достоевский показывает, что каждая попытка сугубо рационального устройства жизни обречена на провал, жизнь богаче наших рациональных представлений о ней.

Поразительно, что неординарный поступок жены удивительным образом пробуждает в Закладчике душу, его молчание прорывается страстной исповедью, монологом, потоком сознания страдающего мужчины, который со смертью жены потерял весь мир и обрел себя… 

Ради этого катарсиса финала и обретения истинных ценностей и стоит прийти в театр, чтобы пережить вместе с режиссером и актерами страдание и очищение!

другие новости