Квартет для «Контрабаса». Молодые актеры театра драмы поведали зрителям об одиночестве
Квартет для «Контрабаса». Молодые актеры театра драмы поведали зрителям об одиночестве

Квартет для «Контрабаса». Молодые актеры театра драмы поведали зрителям об одиночестве

все новости

22 и 24 марта на экспериментальной сцене краевого театра драмы прошли премьерные показы «Контрабаса». Но сначала о необходимой предыстории. В начале весны в краевом театре драмы объявили об открытии «Арт-пространства».

- Мы договорились, что под брендом «Арт-пространства» мы будем показывать самостоятельные работы наших актеров, - говорит директор театра Любовь Березина. – В прошлом сезоне Алтайское отделение СТД России организовало фестиваль самодеятельных работ, победителем его стала Ольга Любицкая, поставившая «Очень простую историю» по пьесе Марии Ладо. Худсовет театра принял решение включить работу Любицкой в репертуар. 9 ноября 2016 года на экспериментальной сцене состоялась премьера этого спектакля.

После этого, как сказал бы один известный в прошлом политик, «процесс пошел». Дело в том, что второе место в фестивале занял «Контрабас», сделанный по мотивам пьесы Патрика Зюскинда молодым актером театра драмы Алексеем Хорьковым. Возник естественный вопрос: «А почему бы и этот спектакль не вынести на суд широкой публики?».

- Худсовет посмотрел «Контрабас» и предложил Алексею внести определенные коррективы. Он все замечания принял спокойно и начал активно их устранять. Знаю, что Алексей много советовался со своим педагогом – заслуженным деятелем искусств России, режиссером, председателем Алтайского отделения СТД Олегом Рэмовичем Пермяковым, - сообщила директор театра.

Настал момент, когда худсовет посмотрел спектакль еще раз. Хорькову вновь предложили поработать над своим проектом. Молодой человек стоически воспринял «придирки» старших товарищей:

- Меня эти замечания не «ломали». Наоборот – они помогали вычистить спектакль, увидеть нюансы, которые раньше не замечал. К тому же на худсовете мне давали очень тактичные советы, например: «Подумай, как вот этот момент сделать крупнее, отчетливее». И я искал варианты. В работе над спектаклем мне помогли и ребята, занятые в нем – Настя Кузнецова, Слава Сысоев, Игорь Черепанов. Наверное, по натуре я организатор демократического склада.

С третьего захода «Контрабас» приняли.

- Вот тогда-то и пришла мысль о едином творческом пространстве актеров, пробующих свои силы на режиссерском поприще. Мы его назвали «Арт-пространством», - поясняет Любовь Михайловна. – В театре сейчас есть целая группа актеров, которая пытается делать свои театральные проекты. Это и Лена Кегелева, и Настя Кузнецова. Выйти на сцену с этими работами им будет непросто – мы сразу предупредили, что худсовет намерен поддерживать высокую планку требований. Режиссерские опыты наших артистов должны соответствовать уровню театра драмы.

Что подвигло актеров попробовать себя в новой роли? Одного ответа здесь нет. Вот что говорит по этому поводу Алексей        Хорьков:

- Еще когда я в АГИИКе учился, мне эта пьеса нравилась. «Контрабас» стал моим дипломным спектаклем. Поэтому, когда объявили о фестивале, не стал искать чего-то другого. Решил рассказать историю, которая мне близка. Ведь история одинокого человека будет актуальна всегда. Однако для фестиваля я решил сделать монопьесу Зюскинда иначе, чем прежде.

Весь этот долгий зачин к тому, что вряд ли стоит подходить к «Контрабасу» с самыми строгими мерками и предъявлять ему гамбургский счет. Я бы назвал данную постановку опытом отважного хождения молодого человека и его верных спутников в режиссерские дебри и лабиринты.

Алексей Хорьков не случайно подчеркнул, что в его понимании «Контрабас» - это монопьеса, а не моноспектакль. Потому что неординарное произведение Патрика Зюскинда можно ставить и как моноспектакль - жанр насколько редкий, настолько же и трудный. До последнего времени самой известной версией «Контрабаса» в нашей стране являлся спектакль Елены Невежиной с Константином Райкиным в «Сатириконе». Там на сцене были стул, музыкальный инструмент, ящики от пивных бутылок, Райкин собственной персоной – и всё. Не так давно,1 марта 2014 года, МХТ им. Чехова представил иное видение этого произведения. Молодой режиссер Глеб Черепанов выстроил масштабное сценическое действо, глядя которое трудно поверить, что на сцене всего один человек. Внешний мир постоянно врывается во внутреннее пространство героя – то вихрь вышвырнет вещи из шкафа, то соседи сыпанут на голову мусор. Главную, но не единственную роль в черепановском «Контрабасе» играет Константин Хабенский. Не единственную, потому что в самом конце двухчасового спектакля появляется певица. Появляется, чтобы помочь герою в сцене-эпилоге. Поэтому Черепанов не устает подчеркивать: его «Контрабас» - просто спектакль, без приставки «моно».

Молодежь краевого театра драмы пошла еще дальше – помимо Контрабасиста, которого играет Хорьков, в спектакле есть еще три полновесных фигуры: Вагнер (Игорь Черепанов), Сара (Анастасия Кузнецова) и Контрабас (Вячеслав Сысоев). Эти трое лишены собственного текста, но кто сказал, что персонаж без слов – это пустое место?

Что можно сказать об экспериментальном барнаульском «Контрабасе»? Конечно, ребятам не хватает режиссерской руки. Конечно, Патрик Зюскинд выписал историю под человека среднего возраста и серьезного жизненного опыта. Конечно, для постановки можно было бы выбрать материал полегче. Но давайте вынесем эти ремарки, как любит говорить герой Хорькова, за скобки. И давайте, сходив на «Контрабас», воздадим должное энергии и смелости отважной четверки.

Любой театр, когда в нем нет главного режиссера, переживает смутные времена. Кто-то из актеров впадает в депрессию, «уходит в астрал». Кто-то просто плывет по течению или сидит на берегу в ожидании перемен. А кто-то – уж извините за избитую притчу – как та лягушка отчаянно барахтается в кувшине с молоком, взбивает его в масло и выкарабкивается на твердую поверхность.

Есть по меньшей мере три причины, по которым стоит сходить на «Контрабас». Первая – познакомиться с отличным текстом Зюскинда, бездонным в плане толкований и интерпретаций (не случайно, эту вещь поставили во многих театрах мира). Вторая – посмотреть на то, с какой самоотверженностью и самоотдачей играют молодые таланты нашего театра. Они увлеченно лепят свои образы. Они пытаются показать те грани своих возможностей, которые зрители прежде не видели. Контрабас Славы Сысоева – это всем контрабасам контрабас! Глядя на Сару Насти Кузнецовой, не трудно понять, почему от нее без ума музыкант государственного оркестра, чье место за третьим пультом. Игорь Черепанов весь сезон твердо держит максимально высокую для его нынешнего актерского уровня планку. Наконец, Алексей Хорьков… Он накопал в образе Контрабасиста немало интересных деталей, которые со временем должны слепиться в цельный образ. Хотелось бы предложить Алексею – выражаю тут не только личное мнение - убрать из своих монологов громкий звук. По максимуму! Молодежи свойственно педалировать на громкость. Но до зрительских душ криком не доберешься, и Алексей это со временем поймет. Третья причина проста: именно молодым актерам как воздух нужна наша добрая зрительская поддержка. Было очень приятно во время второго премьерного показа увидеть практически полный зрительный зал экспериментальной сцены.

Олег Пермяков на мартовской пресс-конференции в театре драмы заметил: «Когда-то в театре работала старая-старая формула: «Очень хороший актер обязан поставить один спектакль – и он у него получился. Получится ли второй? Готового ответа нет».

Искренне желаю каждому из актеров, занятых в «Контрабасе», поставить в будущем как минимум один хороший спектакль.

Сергей Зюзин

другие новости