Люди театра. Александр Пыхтеев: министр Саша и его Зяка
Люди театра. Александр Пыхтеев: министр Саша и его Зяка

Люди театра. Александр Пыхтеев: министр Саша и его Зяка

все новости

Александр Пыхтеев до прихода в театр работал в бригаде монтажников. Как и многие производственные структуры, бригада в один, наверное, далеко не прекрасный момент распалась. К началу реконструкции театра драмы в 2007 году Александр Валентинович остался без работы. На новой работе в «драме» опыт монтажника сильно пригодился. Пыхтеев быстро доказал свою профпригодность, и его пригласили работать в столярный цех. Сейчас он им заведует. Коллеги по такому случаю изготовили специальную табличку: «АДминистрация столярного цеха». Слова «ад» и «министр» выделены другим цветом. «Министр» шутку оценил. Ему вообще нравится атмосфера, царящая в цехах, отвечающих за убранство и состояние сцены: «У нас весело. С утра пошутим друг над другом, посмеемся – и хорошее настроение на весь день обеспечено».

* * *

Александр Валентинович специализируется в работе по металлу (все, что связано с деревом, отлично делает его коллега и приятель Сергей Бородий, краснодеревщик по профессии). В обширных владениях Пыхтеева пахнет железом, кофе и творчеством. Вокруг залежи арматуры, металлических уголков, листов, болванок. Повсюду раритетные станки, некоторые из которых старше своего мастера. Станок, выпущенный в 1957 году, передали театру в начале восьмидесятых из Моторного завода по распоряжению Владимира Николаевича Баварина. На самодельном стакане душевой комнаты начертан иронически-патетический призыв: «Оставь одежду всяк сюда входящий». Рядом качается массивная боксерская груша. Куда ни глянь, фрагменты декораций из различных спектаклей - металлический стул, сфинкс, самолетик, колеса от кареты для Золушки, бюсты напыщенных начальников, колонна, пережившая не один спектакль. На стенах фотографии, в том числе бывшего главного режиссера Владимира Золотаря, вырезки из журналов, шаржи, изречения великих. К примеру: «Не должно дозволять неотесанным болванам отесывать болванов. Петр I». Данное изречение, посмеивается Александр Валентинович, помогает избавляться от лишних советов, ненужных и некомпетентных.

Все вокруг настолько живописно и театрально, что можно хоть завтра начинать репетиции – сцена для спектакля и столик для режиссера готовы, осталось определиться с пьесой да принести лавки для зрителей.

- Для меня любая работа с металлом начинается с чертежей, которые приносит завпост (заведующий постановочной частью Лев Владимирович Сагайдак. – прим. автора). Поругаешь его немного - и за работу (Улыбается.) А что – мы перед работой над каждым спектаклем ругаемся, спорим, каждый предлагает и отстаивает свои варианты, это нормально, - посмеивается Александр Валентинович. – Слава богу, у нас конструктор теперь есть, Сергей Беседин, он и чертежи с помощью компьютера подготовит, и все тонкости объяснит. Раньше, когда художники обязательно делали макеты сцены, было очень удобно. Сейчас они немножко обленились.

Первый спектакль, в работе над которым принял участие Пыхтеев, - «Войцек». Соответственно, процесс подготовки декораций к «Войцеку» запомнился особо.

- Работа над такой постановкой – большая удача, - рассказывает Александр Валентинович. – Много было интересных эпизодов. Помните, когда над сценой зависает огромное колесо с аллегорическими фигурами? Несколько ночей перед премьерой, мы просто жили в театре. Запомнился также «Бидерман и поджигатели», хоть и не имел такого успеха, как «Войцек». Декорации в «Бидермане» получились обалденные. Мне особенно понравилось, как была сделана сцена пожара. Жаль, что списали спектакль «На всякого мудреца довольно простоты», правда, моей работы там было немного. В текущем репертуаре нравятся декорации, которые изготовили к «Безымянной звезде».

В дирекции театра рассказывают, что Пыхтеев ради того, чтобы спектакль удался, готов дневать и ночевать в своем цеху: «Он у нас как добрый домовой». Александр Валентинович очень внимательный зритель - что на репетициях, что на спектаклях. Если увидит, что та или иная декорация, сделанная в столярном цехе, не совсем удобна для артистов, обязательно ее улучшит, или, как любят говорить умельцы, подрихтует. Так было, к примеру, с качелями в спектакле «Я пришел дать вам волю».

- Изначально немножко неправильно рассчитали нагрузку на качели. Нам сказали, что качаться на них будут максимум два человека, да и то без фанатизма. А получилось все с точностью до наоборот. Актеры же разыгрываются, импровизируют. Пришлось жесткости всей конструкции добавлять, сцену насквозь сверлить, чтобы капитально закрепить. Я никогда не буду делать декорации, опасные для здоровья актера. В «Бидермане» вышка была метров пять высотой. Я взял и огородил ее перилами. Режиссер Семен Александровский был против. Заспорили. «У тебя что, актеры одноразового пользования? - спросил я тогда. – Если кто-нибудь упадет с такой высоты, то или убьется, или искалечится». На репетициях смешной момент был. Стоек еще боковых не было, один пандус голый. Актеры по нему поднимаются и поневоле пригибаются. Александровский вспыхнул: «Что вы гнетесь?». Полез показывать, как надо ходить смело, но на середине сам пригнулся.

* * *

А в «Собачьем сердце» Пыхтееву пришлось перестраивать декорацию под одного необычного артиста. Все дело в том, что Шарика в этом спектакле играет пыхтеевская собака – девятилетний Зевс, или как все его кличут по-простому, Зяка. Изначально в спектакле был задействован другой хвостатый «артист», но потом он вышел на пенсию. Был организован самый настоящий кастинг.

- Привести Зяку на просмотр предложил Эдик Тимошенко, - вспоминает Александр Пыхтеев. – Там были достойные конкуренты. Мне особенно запомнился лабрадор – очень добрый пёс, красивый. Но хозяин был очень молод, и в театре засомневались, сможет ли он регулярно приводить собаку на спектакли. Предшественника Зяки надо было еще заманить в клетку, а мой оказался без комплексов. Но Зяка пес крупный, и когда первый раз забегал в клетку, то крепко шибанулся своим хребтом. После этого в новую клетку он пару раз заходил с опаской, а потом обвыкся, втянулся в роль.

Зяка оказался прирожденным артистом. Как только он понимает, что они с хозяином держат путь в театр, настроение мигом улучшается. Пёс целенаправленно бежит впереди хозяина, поводок туго натянут. Зяка знает, что за кулисами ему все рады. Все будут стараться его обласкать и дать чего-нибудь вкусненького – кусочек колбаски, котлетки, а то и косточку. Внутри театра любой человек мимо проходит – Зяка башку тянет, дает погладить и почесать за ухом.

При этом у собаки, как у любой творческой личности, развито чувство собственного достоинства. Однажды монтировщик принес котлетку и бросил к кастрюле с водой, которая ставится для Зяки. Пёс никак не отреагировал. «Чего это он не реагирует, заелся что ли?» - удивился монтировщик. «Ты ему, Эдик, не как собаке давай. Ты его угощай, как актёра!». Помогло. Зевс вежливо съел с руки все кусочки котлеты.

- Зяка, как и любой актер, получает зарплату. 250 рублей ему полагается. Эти честно заработанные деньги я трачу только на него, - улыбается Александр Валентинович.

* * *

В этот момент в цехе появляется тот самый монтажник Эдуард: «Кофейком разжиться можно?». – «Да ради Бога! Есть и молотый, и растворимый». За время нашей не самой долгой беседы это уже не первый посетитель. Похоже, намоленное здесь место – и для «кофе-паузы», и для дружеского общения.

- Безумно жалко, что у нас мало игралась «Мамаша Кураж и ее дети». Этот спектакль я бы посмотрел еще раз с удовольствием, - признается Александр Валентинович. - Мне очень понравилась прошлогодняя творческая лаборатория, когда молодые режиссеры ставили Пушкина. Больше всего запомнился «Скупой рыцарь». Очень хороши оказались «Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери». Что еще?.. Не знаю, я доверяю вкусу режиссеров. Сам не вижу спектакля, когда пьесу читаю. Тут надо иметь особый, режиссерский дар.

Пыхтеев уверяет, что никогда не хотел выйти и сыграть на сцене, даже в массовке: «На того же Сашу Хрякова посмотришь – это ж сколько надо труда вложить даже в неглавную роль!». Но и себе в подмастерья никого из лицедеев Пыхтеев не взял бы: «У нас такие замечательные актеры – жалко их от дела отрывать!». А вот сделать декорации какого-нибудь нового спектакля по собственным чертежам – такие мысли да, возникают.

А что – хорошие мысли. Вот бы на самом деле попробовать!

Сергей ЗЮЗИН

другие новости