Люди закулисья. Надежда Силаева: «Человека надо встречать с улыбкой»
Люди закулисья. Надежда Силаева: «Человека надо встречать с улыбкой»

Люди закулисья. Надежда Силаева: «Человека надо встречать с улыбкой»

все новости

Считается, что выражение «Театр начинается с вешалки» принадлежит Станиславскому. Хотя в сочинениях одного из основателей Московского Художественного театра такого афоризма нет, устная традиция приписывает его именно Константину Сергеевичу. Так это или не так – не суть важно. В любом случае эту истину можно немножко уточнить: всё начинается с контролеров, гардероб – следующий этап, второй круг театрального рая.

Надежда Николаевна Силаева стала работать контролером билетов в Алтайский краевой театр драмы в 1976 году. 12 октября исполнится 40 лет, как Надежда Силаева исправно несет свою службу – встречать гостей у входа в театр и при необходимости решать их проблемы, связанные с просмотром спектакля. Это только со стороны кажется, что работа очень простая: билетик надорвал – и все дела. На самом деле, настоящий контролер должен быть зорким наблюдателем, хорошим психологом, тонким дипломатом и даже неплохим артистом. В противном случае некоторые зрители будут смотреть на сцену сквозь черные очки негатива.

- Надежда Николаевна, как вы попали в театр?

- Попала по несчастью.

- Вот как!

- Я работала на обувной фабрике, получила инвалидность. Сказали: «Найди работу полегче». Пошла искать. В отделах кадров, узнав про инвалидность, сразу давали задний ход: «Мы вас примем, а вы будете ходить по больничным»… А знаете, за последние 20 лет я ни разу не была на больничном!

- Театр лечит?

- Наверное. Ну вот… Искала работу, искала, а потом подумала: зайду-ка я в театр. Жила я здесь рядышком. Встретила Лидию Александровну Подшивалову, одну из легенд нашего театра. Она работала в дирекции театра. Подшивалова сказала: «Приходите завтра на работу». – «Как завтра? И медосмотр не надо проходить?». – «Ничего не надо». Я пришла на следующий день – с тех пор так и работаю.

- Вы постоянно общаетесь со зрителями…

- (Подхватывает)… да, мы первыми из сотрудников театра встречаем гостей. И от того, как встретим, в какой-то степени зависит дальнейшее настроение человека, пришедшего на спектакль. На моей памяти у нас немало поменялось билетеров – не каждому дано быть приветливой, внимательной, доброжелательной из вечера в вечер. Наше правило: что бы ни было у тебя на душе, здорова ты или приболела, человека надо встретить с улыбкой. Нужно быть готовым к вопросам. Некоторые зрители спрашивают о спектакле, об актерах. Надо знать и репертуар, и кто когда из актеров играет. И всегда быть готовым к накладкам, которые случаются в зрительном зале.

- Два человека на одно место?

- Да, в том числе. Осенью пенсионерам продают абонементы: четыре билета общей стоимостью в 200 рублей. Обладатели этих абонементов не всегда отмечаются в кассах. Садятся в зале на то место, которое понравится, а потом приходит человек с билетом и начинаются недоразумения. Случается, люди не обращают внимание на то, что в билете написано «балкон». В прошлом году из-за этого даже целый инцидент возник с женщиной, приехавшей из села. А всего-то надо: внимательно изучить свой билет.

Всякое бывает. Иногда человеку, сидящему на балконе, плохо видно то, что происходит на сцене. Некоторые просто хитрят, надеясь пересесть поближе к первому ряду. Кому-то получается помочь, если остаются свободные места, кому-то – нет. В любом случае, грубо разговаривать с нашими гостями нельзя. Иначе человек может больше не прийти. Да еще ведь расскажет всем знакомым, как плохо его встретили билетеры в театре драмы.

– Как за 40 лет изменился зритель, каким он был и каким стал?

- Современный зритель в массе своей более воспитан. Одеваться стали лучше. Как женщина, я на это особенно обращаю внимание. Иногда могу сделать комплимент: «Как вам идет этот костюм!». Когда к нам приезжают московские звезды, число со вкусом одетых зрителей сразу возрастает.

- Вас не задевает, когда в антракте кое-кто из зрителей одевается и уходит, не досмотрев спектакль?

- Конечно, задевает! Я обязательно подойду, извинюсь и спрошу о причине раннего ухода. Многие говорят: «Надо срочно уйти» или «Голова заболела». Хотя я вижу, что часть из них немножко лукавит. Но есть и такие, кто такое скажет, такое отчебучит…

- Вспомните самых необычных зрителей, которых встречались вам. Может, это были какие-то знаменитости или наоборот обычные люди, которые на протяжении многих сезонов не пропустили ни одной постановки?

- Помню супружескую пару – вежливые, культурные. На все постановки ходили. Но в последнее время я их не вижу. Может, со здоровьем какие проблемы – люди они уже немолодые. Может, куда переехали. Было бы приятно увидеть их в новом сезоне.

- Безбилетники пытаются проникнуть в ваш театр?

- Бывает. Просят жалобно: «Может, вы все-таки пропустите?». Предлагаю в таких случаях обращаться к администратору театра, она у нас добрая. Правда, директор театра, Любовь Михайловна, такие моменты не поощряет. И она права! Если всех пропускать, то что это будет?

- Вообще, с кем легче уладить нештатную ситуацию – с мужчиной или женщиной?

- Бывает, конечно, что мужчины строптивые попадаются. Но в основном проблемы с женщинами возникают. Они же все, вы знаете, с характером… Но любой конфликт нужно улаживать. Бывает, что и в ложу предлагаю усадить. Что характерно: человек, начав смотреть спектакль, успокаивается. И потом никаких проблем с ним нет.

- Я ж говорю, что театр лечит, в том числе нервы. Как думаете, почему женщин в театр ходит намного больше, чем мужчин?

- Мужчины – они же в наше время постоянно занятые, нагрузки у них огромные. Или зарабатывают, или в Интернете сидят. А женщины привыкли везде успевать. И дома работа бесконечная, и в огороде, у кого он есть, и дети на нас, и внуки… Поэтому мы находим время и силы - в том числе на театр.

Мужчины очень любят у телевизора лежать. Можете представить – муж мой ни разу за свою жизнь не сходил в театр, как бы я его ни звала?! Честное слово! Даже на комедии не ходил. Спектакли смотрел по телевизору и только с участием очень известных актеров – Игоря Ильинского, например, Ростислава Плятта...

- Что ж, Плятта грех было не посмотреть. Как за эти десятилетия изменились актеры театра драмы?

- Время идет – всё меняется и все меняются. Труппа стала моложе и поведение, конечно, актеров стало немного другое. Из прошлого вспоминаются такие актеры, как Светлана Петровна Талалаева, Мария Ивановна Бурова, Александра Мартыновна Шелякина, Дементий Гаврилович Паротиков. Все-таки в старых актерах – это, на мой взгляд! – была какая-то порода, серьезная школа. Но и о нынешнем поколении можно много хорошего сказать. Молодежь очень старается – посмотрите, как они выкладываются: после спектакля все мокрые.

- Кто у вас любимые артисты в театре драмы?

- Мне многие нравились и нравятся. Георгий Тихонович Обухов, например. Ему всякие роли удаются. Сейчас у нас идет спектакль – «Моя профессия – сеньор из общества». В театре это уже вторая постановка, над первой работал знаменитый наш режиссер Чертков. В современном спектакле Хряков Саша занят в той роли, которая раньше была у Георгия Тихоновича. Получала я удовольствие и от игры Дементия Гавриловича Паротикова.

- Какие у вас любимые спектакли? Вот многие из работников театра добрым словом вспоминают постановки времен Владимира Золотаря.

- Я такого же мнения. Я Володю часто-часто вспоминаю. Смотрите, какие спектакли он подарил Барнаулу! Золотарь был молодой, горящий, с хорошим образованием. Этот режиссер многие вещи делал по-новому, необычно, но что в этом плохого? Наверное, так и надо. Пожилые люди приходили на его спектакли: то не так, это не так. А я говорила: «Ну вы понимаете, время настало другое. Какой смысл повторять одно и то же?». Жаль, что он ушел. В театрах такое часто бывает с режиссерами. Владимир Львович Чертков тоже в свое время ушел. Василий Богомазов был прекрасный режиссер, хорошие спектакли делал. Молодой, но такой важный ходил, с бородой! Спустя какое-то время после своего ухода из нашего театра, Богомазов приезжал ставить спектакль к юбилею Обухова. Мы не общались с Василием Федоровичем, когда он работал в театре: все-таки он главный режиссер, а я всего лишь билетёр. А тут он меня увидел, кинулся обнимать, рассказывать про себя: «А я в Нижнем Новгороде, в театральном училище преподаю». Очень потом расстроилась, узнав, что Богомазов умер.

- Никогда не хотелось попроситься у режиссера сыграть в какой-нибудь эпизодической роли, в массовке?

- Нет. Знаете, я по природе крайне стеснительная! Всегда себя сдерживаю. Чтобы я кому-то грубо ответила, меня надо сильно вывести из себя. Стараюсь быть тактичной со всеми. Внук постоянно укоряет: «Зачем ты всем улыбаешься?». А как иначе? Изначально надо улыбаться всем, а там уж видно будет.

- Чего не должен делать контролер билетов?

- Не знаю. Мы делаем все, о чем нас попросят. Когда-то давно, при директоре Трухине, даже делали то, что не входило в круг обязанностей. Окна вот эти мыли, стену эту, на втором этаже драили-чистили. Но однажды пришел директор из театра оперетты, он потом в Омск уехал, и удивился: «Да зачем же вы окна со стенами и зеркалами моете? Это не ваши обязанности». Кое-как мы от этого «удовольствия» отказались.

- Вы за такой длительный срок увидели большое количество спектаклей и вас трудно чем-то удивить. Но все-таки: какую постановку хотели бы особенно посмотреть? Может, вы всю жизнь мечтаете увидеть «Макбета» или постановку по купринскому «Поединку»?

- Я рада любой премьере. Мне все постановки интересны, честное слово. Иногда и слезу пущу. Когда увидела первый раз, как героя Антона Киркова в спектакле «А этот выпал из гнезда» привозят с варварской операции и его друг-индеец душит его подушкой, я расплакалась.

- Что вы пожелаете зрителям и артистам в юбилейный сезон театра драмы?

- Зрителям - интересных спектаклей, актерам - интересных ролей. А театру – главного режиссера. Нужен он, очень нужен. Зритель в Барнауле очень благодарный. Тех, кто сразу после спектакля бежит в раздевалку, очень немного. В массе своей наш зритель очень уважительно относится к актерскому труду. Между прочим, гардеробщицы театра драмы даже при полном зале выдают всю одежду всего за 15-17 минут – стоит ли так спешить из зала?

- Что вам больше всего нравится в жизни театра? Что в нем такого, что вы уже столько лет служите ему верой и правдой?

- Ой, если б я знала! Это как любовь. Любишь человека и не знаешь, за что именно. Просто любишь. У меня дочка в театре мыла полы. Сюда она тоже попала по несчастью – внук заболел, страшная аллергия, а дочь работала монтажником радиоаппаратуры на заводе «Ротор», неплохо зарабатывала. Я посоветовала: «Похоже, эта аллергия надолго. Увольняйся и приходи к нам полы мыть. А что – бояться нечего. Выздоровеет сын – вернешься. А пока утром будешь мыть - потом домой. А до четырех дня я за ребенком присмотрю вместе с дедом». Она меня послушалась. У нас и актеры в то время мытьем полов подрабатывали – такие были «большие» зарплаты. Дочь в результате не год и не два проработала, а 22! Только, когда она серьезно заболела, ей порекомендовали найти более легкую работу. Тоже любила театр! И ее очень все уважали за добросовестный труд, за любовь к порядку и чистоте.

Я так свыклась с театром, полюбила его, что уже и не представляю, как придется расставаться. А ведь надо будет. Для себя твердо решила: как только перестану успевать и справляться со всеми возложенными на нас обязанностями, так сразу уйду. Многие мои знакомые спрашивают: «Ты когда отдыхать будешь?». А что значит «отдыхать»? Валяться на диване и смотреть телевизор? Я так не могу. Телевизор я вообще сейчас не смотрю. Не представляю жизнь без работы. Я очень люблю читать, притом все подряд. Такая вот любопытная для своих лет. Может, это и нехорошо, не знаю, но если потерять к окружающему миру интерес, то зачем тогда вообще жить?

- Ну если патриарх алтайской сцены Алексей Николаевич Самохвалов в свои 94 не потерял интереса к жизни и театру, то вы не имеете права отставать.

- Тяжело ему уже. Но когда Самохвалов выходит на сцену, все равно так приятно на него посмотреть. Какой уровень актерский, какая фактура! Не каждый молодой так здорово выглядит.

Беседовал Сергей Зюзин

другие новости