Считается, что выражение «Театр начинается с вешалки» принадлежит Станиславскому. Хотя в сочинениях одного из основателей Московского Художественного театра такого афоризма нет, устная традиция приписывает его именно Константину Сергеевичу. Так это или не так – не суть важно. В любом случае эту истину можно немножко уточнить: всё начинается с контролеров, гардероб – следующий этап, второй круг театрального рая.
Надежда Николаевна Силаева стала работать контролером билетов в Алтайский краевой театр драмы в 1976 году. 12 октября исполнится 40 лет, как Надежда Силаева исправно несет свою службу – встречать гостей у входа в театр и при необходимости решать их проблемы, связанные с просмотром спектакля. Это только со стороны кажется, что работа очень простая: билетик надорвал – и все дела. На самом деле, настоящий контролер должен быть зорким наблюдателем, хорошим психологом, тонким дипломатом и даже неплохим артистом. В противном случае некоторые зрители будут смотреть на сцену сквозь черные очки негатива.
- Надежда Николаевна, как вы попали в театр?
- Попала по несчастью.
- Вот как!
- Я работала на обувной фабрике, получила инвалидность. Сказали: «Найди работу полегче». Пошла искать. В отделах кадров, узнав про инвалидность, сразу давали задний ход: «Мы вас примем, а вы будете ходить по больничным»… А знаете, за последние 20 лет я ни разу не была на больничном!
- Театр лечит?
- Наверное. Ну вот… Искала работу, искала, а потом подумала: зайду-ка я в театр. Жила я здесь рядышком. Встретила Лидию Александровну Подшивалову, одну из легенд нашего театра. Она работала в дирекции театра. Подшивалова сказала: «Приходите завтра на работу». – «Как завтра? И медосмотр не надо проходить?». – «Ничего не надо». Я пришла на следующий день – с тех пор так и работаю.
- Вы постоянно общаетесь со зрителями…
- (Подхватывает)… да, мы первыми из сотрудников театра встречаем гостей. И от того, как встретим, в какой-то степени зависит дальнейшее настроение человека, пришедшего на спектакль. На моей памяти у нас немало поменялось билетеров – не каждому дано быть приветливой, внимательной, доброжелательной из вечера в вечер. Наше правило: что бы ни было у тебя на душе, здорова ты или приболела, человека надо встретить с улыбкой. Нужно быть готовым к вопросам. Некоторые зрители спрашивают о спектакле, об актерах. Надо знать и репертуар, и кто когда из актеров играет. И всегда быть готовым к накладкам, которые случаются в зрительном зале.
- Два человека на одно место?
- Да, в том числе. Осенью пенсионерам продают абонементы: четыре билета общей стоимостью в 200 рублей. Обладатели этих абонементов не всегда отмечаются в кассах. Садятся в зале на то место, которое понравится, а потом приходит человек с билетом и начинаются недоразумения. Случается, люди не обращают внимание на то, что в билете написано «балкон». В прошлом году из-за этого даже целый инцидент возник с женщиной, приехавшей из села. А всего-то надо: внимательно изучить свой билет.
Всякое бывает. Иногда человеку, сидящему на балконе, плохо видно то, что происходит на сцене. Некоторые просто хитрят, надеясь пересесть поближе к первому ряду. Кому-то получается помочь, если остаются свободные места, кому-то – нет. В любом случае, грубо разговаривать с нашими гостями нельзя. Иначе человек может больше не прийти. Да еще ведь расскажет всем знакомым, как плохо его встретили билетеры в театре драмы.
– Как за 40 лет изменился зритель, каким он был и каким стал?
- Современный зритель в массе своей более воспитан. Одеваться стали лучше. Как женщина, я на это особенно обращаю внимание. Иногда могу сделать комплимент: «Как вам идет этот костюм!». Когда к нам приезжают московские звезды, число со вкусом одетых зрителей сразу возрастает.
- Вас не задевает, когда в антракте кое-кто из зрителей одевается и уходит, не досмотрев спектакль?
- Конечно, задевает! Я обязательно подойду, извинюсь и спрошу о причине раннего ухода. Многие говорят: «Надо срочно уйти» или «Голова заболела». Хотя я вижу, что часть из них немножко лукавит. Но есть и такие, кто такое скажет, такое отчебучит…
- Вспомните самых необычных зрителей, которых встречались вам. Может, это были какие-то знаменитости или наоборот обычные люди, которые на протяжении многих сезонов не пропустили ни одной постановки?
- Помню супружескую пару – вежливые, культурные. На все постановки ходили. Но в последнее время я их не вижу. Может, со здоровьем какие проблемы – люди они уже немолодые. Может, куда переехали. Было бы приятно увидеть их в новом сезоне.
- Безбилетники пытаются проникнуть в ваш театр?
- Бывает. Просят жалобно: «Может, вы все-таки пропустите?». Предлагаю в таких случаях обращаться к администратору театра, она у нас добрая. Правда, директор театра, Любовь Михайловна, такие моменты не поощряет. И она права! Если всех пропускать, то что это будет?
- Вообще, с кем легче уладить нештатную ситуацию – с мужчиной или женщиной?
- Бывает, конечно, что мужчины строптивые попадаются. Но в основном проблемы с женщинами возникают. Они же все, вы знаете, с характером… Но любой конфликт нужно улаживать. Бывает, что и в ложу предлагаю усадить. Что характерно: человек, начав смотреть спектакль, успокаивается. И потом никаких проблем с ним нет.
- Я ж говорю, что театр лечит, в том числе нервы. Как думаете, почему женщин в театр ходит намного больше, чем мужчин?
- Мужчины – они же в наше время постоянно занятые, нагрузки у них огромные. Или зарабатывают, или в Интернете сидят. А женщины привыкли везде успевать. И дома работа бесконечная, и в огороде, у кого он есть, и дети на нас, и внуки… Поэтому мы находим время и силы - в том числе на театр.
Мужчины очень любят у телевизора лежать. Можете представить – муж мой ни разу за свою жизнь не сходил в театр, как бы я его ни звала?! Честное слово! Даже на комедии не ходил. Спектакли смотрел по телевизору и только с участием очень известных актеров – Игоря Ильинского, например, Ростислава Плятта...
- Что ж, Плятта грех было не посмотреть. Как за эти десятилетия изменились актеры театра драмы?
- Время идет – всё меняется и все меняются. Труппа стала моложе и поведение, конечно, актеров стало немного другое. Из прошлого вспоминаются такие актеры, как Светлана Петровна Талалаева, Мария Ивановна Бурова, Александра Мартыновна Шелякина, Дементий Гаврилович Паротиков. Все-таки в старых актерах – это, на мой взгляд! – была какая-то порода, серьезная школа. Но и о нынешнем поколении можно много хорошего сказать. Молодежь очень старается – посмотрите, как они выкладываются: после спектакля все мокрые.
- Кто у вас любимые артисты в театре драмы?
- Мне многие нравились и нравятся. Георгий Тихонович Обухов, например. Ему всякие роли удаются. Сейчас у нас идет спектакль – «Моя профессия – сеньор из общества». В театре это уже вторая постановка, над первой работал знаменитый наш режиссер Чертков. В современном спектакле Хряков Саша занят в той роли, которая раньше была у Георгия Тихоновича. Получала я удовольствие и от игры Дементия Гавриловича Паротикова.
- Какие у вас любимые спектакли? Вот многие из работников театра добрым словом вспоминают постановки времен Владимира Золотаря.
- Я такого же мнения. Я Володю часто-часто вспоминаю. Смотрите, какие спектакли он подарил Барнаулу! Золотарь был молодой, горящий, с хорошим образованием. Этот режиссер многие вещи делал по-новому, необычно, но что в этом плохого? Наверное, так и надо. Пожилые люди приходили на его спектакли: то не так, это не так. А я говорила: «Ну вы понимаете, время настало другое. Какой смысл повторять одно и то же?». Жаль, что он ушел. В театрах такое часто бывает с режиссерами. Владимир Львович Чертков тоже в свое время ушел. Василий Богомазов был прекрасный режиссер, хорошие спектакли делал. Молодой, но такой важный ходил, с бородой! Спустя какое-то время после своего ухода из нашего театра, Богомазов приезжал ставить спектакль к юбилею Обухова. Мы не общались с Василием Федоровичем, когда он работал в театре: все-таки он главный режиссер, а я всего лишь билетёр. А тут он меня увидел, кинулся обнимать, рассказывать про себя: «А я в Нижнем Новгороде, в театральном училище преподаю». Очень потом расстроилась, узнав, что Богомазов умер.
- Никогда не хотелось попроситься у режиссера сыграть в какой-нибудь эпизодической роли, в массовке?
- Нет. Знаете, я по природе крайне стеснительная! Всегда себя сдерживаю. Чтобы я кому-то грубо ответила, меня надо сильно вывести из себя. Стараюсь быть тактичной со всеми. Внук постоянно укоряет: «Зачем ты всем улыбаешься?». А как иначе? Изначально надо улыбаться всем, а там уж видно будет.
- Чего не должен делать контролер билетов?
- Не знаю. Мы делаем все, о чем нас попросят. Когда-то давно, при директоре Трухине, даже делали то, что не входило в круг обязанностей. Окна вот эти мыли, стену эту, на втором этаже драили-чистили. Но однажды пришел директор из театра оперетты, он потом в Омск уехал, и удивился: «Да зачем же вы окна со стенами и зеркалами моете? Это не ваши обязанности». Кое-как мы от этого «удовольствия» отказались.
- Вы за такой длительный срок увидели большое количество спектаклей и вас трудно чем-то удивить. Но все-таки: какую постановку хотели бы особенно посмотреть? Может, вы всю жизнь мечтаете увидеть «Макбета» или постановку по купринскому «Поединку»?
- Я рада любой премьере. Мне все постановки интересны, честное слово. Иногда и слезу пущу. Когда увидела первый раз, как героя Антона Киркова в спектакле «А этот выпал из гнезда» привозят с варварской операции и его друг-индеец душит его подушкой, я расплакалась.
- Что вы пожелаете зрителям и артистам в юбилейный сезон театра драмы?
- Зрителям - интересных спектаклей, актерам - интересных ролей. А театру – главного режиссера. Нужен он, очень нужен. Зритель в Барнауле очень благодарный. Тех, кто сразу после спектакля бежит в раздевалку, очень немного. В массе своей наш зритель очень уважительно относится к актерскому труду. Между прочим, гардеробщицы театра драмы даже при полном зале выдают всю одежду всего за 15-17 минут – стоит ли так спешить из зала?
- Что вам больше всего нравится в жизни театра? Что в нем такого, что вы уже столько лет служите ему верой и правдой?
- Ой, если б я знала! Это как любовь. Любишь человека и не знаешь, за что именно. Просто любишь. У меня дочка в театре мыла полы. Сюда она тоже попала по несчастью – внук заболел, страшная аллергия, а дочь работала монтажником радиоаппаратуры на заводе «Ротор», неплохо зарабатывала. Я посоветовала: «Похоже, эта аллергия надолго. Увольняйся и приходи к нам полы мыть. А что – бояться нечего. Выздоровеет сын – вернешься. А пока утром будешь мыть - потом домой. А до четырех дня я за ребенком присмотрю вместе с дедом». Она меня послушалась. У нас и актеры в то время мытьем полов подрабатывали – такие были «большие» зарплаты. Дочь в результате не год и не два проработала, а 22! Только, когда она серьезно заболела, ей порекомендовали найти более легкую работу. Тоже любила театр! И ее очень все уважали за добросовестный труд, за любовь к порядку и чистоте.
Я так свыклась с театром, полюбила его, что уже и не представляю, как придется расставаться. А ведь надо будет. Для себя твердо решила: как только перестану успевать и справляться со всеми возложенными на нас обязанностями, так сразу уйду. Многие мои знакомые спрашивают: «Ты когда отдыхать будешь?». А что значит «отдыхать»? Валяться на диване и смотреть телевизор? Я так не могу. Телевизор я вообще сейчас не смотрю. Не представляю жизнь без работы. Я очень люблю читать, притом все подряд. Такая вот любопытная для своих лет. Может, это и нехорошо, не знаю, но если потерять к окружающему миру интерес, то зачем тогда вообще жить?
- Ну если патриарх алтайской сцены Алексей Николаевич Самохвалов в свои 94 не потерял интереса к жизни и театру, то вы не имеете права отставать.
- Тяжело ему уже. Но когда Самохвалов выходит на сцену, все равно так приятно на него посмотреть. Какой уровень актерский, какая фактура! Не каждый молодой так здорово выглядит.
Беседовал Сергей Зюзин