Ольга Любицкая. Самостоятельная работа. Спектакль «Очень простая история» в репертуаре театра
Ольга Любицкая. Самостоятельная работа. Спектакль «Очень простая история» в репертуаре театра

Ольга Любицкая. Самостоятельная работа. Спектакль «Очень простая история» в репертуаре театра

все новости

Когда актеры берутся ставить спектакль, это всегда интересно. И это не тот случай, когда нужно вспоминать цитату великого баснописца Крылова «Беда, коль пироги начнет печь сапожник…». Об опыте «хождения актера в режиссеры» хотелось написать еще весной нынешнего года, когда Татьяна Гуртякова представила на экспериментальной сцене дипломную работу - чеховского «Дядю Ваню». Гуртяковская работа, как любит говорить молодежь, была вполне «зачётной», да и актеры некоторые не то, чтобы поразили, но заставили по-другому посмотреть на их сценический потенциал. Подумалось тогда: может, во времена оптимизаций, экономии и затягивания поясов, актерам надо чаще вызывать огонь на себя, использовать любую возможность для творческой самореализации? Ибо «когда, если не сейчас, и кто, если не мы»? 

И вот уже в новом сезоне, в ноябре, Ольга Любицкая впервые представила свою самостоятельную работу в качестве режиссера на экспериментальной сцене театра драмы. Спектакль «Очень простая история» по пьесе Марии Ладо появился на свет во время фестиваля самостоятельных работ артистов театров «Рождение замысла», который проводило Алтайское отделение СТД РФ в прошлом сезоне. Эскизный спектакль понравился членам жюри и зрителям. Художественным советом театра было принято решение включить спектакль в репертуар Алтайского краевого театра драмы. Не лишне напомнить, что Ольга Любицкая в 2014 году окончила АГИИК по специальности «народно-художественное творчество», квалификация «режиссер любительского театра, преподаватель». До «Очень простой истории» Ольга успела попробовать свои силы в «Черном монахе» и «Медее». Правда, там была режиссура в тандемах. Сначала с мужем Евгением Любицким, потом с выпускницей АГИИК Дарьей Шаховой.

- Ольга, чем вас так привлекла пьеса Марии Ладо? Отклики о ней самые разные.

- Действительно, об этой пьесе много чего сказано. Те, кому она не нравится, говорят, что пьеса эклектична, много чего в ней намешано. Но меня как раз этим пьеса и зацепила: например, здесь нет прямой отсылки к какой-то определенной вере. Есть что-то и от христианства, и от буддизма, и от язычества. Но из этого вычленяется суть: не важно, какой ты веры, ибо Бог один. Пьеса Марии Ладо не навязывает зрителю какие-то каноны и постулаты. Важно, веришь ли ты во что-то светлое, любишь ли ты.

- Мне кажется, кастинг получился удачным. Каждый исполнитель на своем месте. Распределение ролей прошло без проблем?

- По большому счету, наша постановка носила элемент авантюрности. На первых порах никто из администрации не был поставлен в известность – просто захотелось что-то сделать самим.

- Это нормальное желание для творческого человека.

- Сначала я дала пьесу Надежде Павловне Царининой с Николаем Александровичем Мирошниченко. Им понравилось. Почитали другие актеры, на кого рассчитывала. Никто не отказался. Потом, правда, пришлось сделать три вынужденные замены: кто-то приболел, кого-то забрали на другой спектакль. Изначально Пса должен был играть Вадим Заика, Корову – Татьяна Королева, а Лошадь – Тамара Павлова.

- Но те, кто их заменил – Дмитрий Плеханов, Наталья Сыскова, Елена Зотова – оказались на своем месте. Все, что ни случается, к лучшему.

-Это точно! Причем никто из этой троицы не стал брать паузу, говорить: «Надо подумать». Сразу окунулись в работу. Очень сильно помогла со светом Нина Кузьминична Киркова.

- Как шли репетиции?

- Сложно. Режиссерского авторитета у меня же еще нет. Поначалу актеры даже говорили: «Ольга, раз мы за тобой пошли, значит, будем слушать, выполнять твои требования, не комплексуй». Со временем полегчало, уверенность стала приходить. Перед началом работы у меня было понимание, что мы хотим сказать зрителям, и была какая-то общая картина, без конкретных декораций. Художника же не было, приходилось придумывать всё вместе с Ниной Кузьминичной. Она хорошо понимает пространство, помогла его организовать. Актеры что-то свое привнесли. С ними было очень интересно работать, вытаскивать из них что-то другое, не то, к чему все привыкли. Мне показалось, актеры в этом спектакле немного другие, чем обычно.

- Не только вам так показалось. Я вообще уверен, что актер несколько иначе видит творческий арсенал своего коллеги, чем режиссер. Почему? Может, потому, что у них разные дистанции общения. На мой взгляд, Анатолий Кирков и в твоем спектакле, и в «Дяде Ване», который поставила Таня Гуртякова, приоткрыл какие-то новые грани своего таланта. Актер, если у него есть к этому тяга, должен пробовать себя в шкуре режиссера, расширять горизонты. Опыт будет не всегда удачным, зато всегда поучительным. Хорошо, идем дальше: согласитесь, что роли животных в пьесе Ладо выписаны интереснее, чем роли людей?

- Так и есть! Животные не занимают ни чью сторону в конфликте отцов семейств – они просто любят людей. Воспринимают информацию от них через призму своей любви, доверчивости, наивности. Животные получились более выпуклыми и яркими, потому что так задумала и Мария Ладо, и мне так хотелось - требовался неискушенный взгляд на житейскую ситуацию.

- Некоторые пассажи Петуха показались чуть-чуть архаичными, из девяностых годов. Да и песни тоже… Не было желания освежить какие-то вещи?

- Нет! Я думала, надо ли сделать текст пьесы более современным, и пришла к выводу, что тогда пропадет острота, появится некая эстрадность. В образе животных, мы, конечно же, стремились показать какие-то человеческие черты. Сознательно не акцентировались на животных повадках, потому что это увело бы в ненужную нам театральную эстетику.

- Прошло уже три показа – вы довольны тем, что в итоге получилось?

- Всегда есть, к чему стремиться и совершенствоваться. Сижу, смотрю и мне кажется: вот здесь недочет, вот тут надо немного иначе сделать. Мы постоянно собираемся, разговариваем, подправляем.

- Что сказал по поводу спектакля ваш муж, который сейчас служит в МТА? От мужчин-актеров ведь часто можно услышать снисходительные оценки режиссерских работ, сделанных женщинами: «Слезы, слюни, сопли, охи, вздохи». Не мне вам рассказывать!

- Евгений смотрел этот спектакль еще во время фестиваля. И тогда он был в восторге от работы своих бывших коллег. Правда, на премьерных показах муж не был. (Улыбается.) Так что, может быть, разочаруется? На фестивале в спектакле были нерв, искра – мы тогда думали, что это первый и он же последний показ. Не предполагали, что «Очень простая история» будет включена в репертуар. Мне показалось, что на премьерных спектаклях этот задор был не так ощутим, и я говорила по этому поводу с артистами. Мы должны уметь зажигать в себе эту искру, пробуждать нерв.

- Может, дело еще в том, что пьеса не идеальная, кое-что в ней не простроено, не совсем логично?

- Да, я уже говорила, что к пьесе много вопросов, есть там несостыковки. Поэтому мы и написали в афише, что это «сказка». А в сказке всегда много нелогичного.

- Я был на двух показах и обратил внимание, что в зале шмыгают носом и трут глаза не только женщины, но и мужчины.

- Слезы в зале – это всегда хорошо. Приятно, когда не только артисты бередят свою душу, но и зрители. Значит, мы их зацепили. Хотя сложно представить, чтобы такой материал не тронул людские сердца.

- Уж простите за банальность, но просто необходимо задать вопрос насчет ваших «дальнейших творческих планов».

- Мне очень интересна актерская профессия, я люблю копаться в роли, искать в ней что-то потаенное. Вместе с тем, я бы хотела продолжить работу и в качестве режиссера. Актерской работы над новыми ролями у меня пока нет, а силы и желание что-то донести зрителям есть. Я не могу просто сидеть и ждать у моря погоды. О конкретике говорить пока рано, хотя задумки есть. Допустим, сделать по одному из произведений Александра Блока интерактивный спектакль, в который были бы вовлечены сами зрители.

Сергей Зюзин

другие новости