Премьера спектакля «За двумя зайцами» уже завтра! Композитор Андрей Федоськин – о работе над новым спектаклем и не только
Премьера спектакля «За двумя зайцами» уже завтра! Композитор Андрей Федоськин – о работе над новым спектаклем и не только

Премьера спектакля «За двумя зайцами» уже завтра! Композитор Андрей Федоськин – о работе над новым спектаклем и не только

все новости

Композитор Андрей Федоськин, работающий в постановочной группе спектакля «За двумя зайцами», в мир театра пришел в 2003 году. Дело было в заполярном Норильске. А пригласил его ни кто иной, как режиссер Александр Зыков – велика и необъятна Сибирь, а театральный мир все равно тесен. С тех пор Андрей Максимович оформил больше полусотни спектаклей в Норильске, Тюмени, Красноярске, Новосибирске, Барнауле. Почти в каждом третьем из этих спектаклей звучит его авторская музыка.

- В «Заполярном вестнике» вас назвали как-то «народным артистом» Норильска. Как известно, в каждой шутке есть доля шутки. Что вы такого делаете в суровом заполярном городе, если заслужили столь уважительное звание? Как вас вообще занесло в Норильск – после Москвы-то?

- Когда меня туда приглашали, то, как обычно, наобещали золотые горы: квартира, зарплата хорошая, создание муниципального народного оркестра, открытие отделение народного пения в колледже… А мне было 33 года, и я подумал: «Вот оно, началось!». Ну и поехал. Правда, только в сказках сбывается все обещанное. Но я как-то врос в Норильск, живу там уже 15 лет. Повезло в том, что в творческом плане было много «целины». То, что привычно для столичных городов, в заполярном городе воспринимается с радостью, как большое откровение. Например, создание фольклорного ансамбля. На самом деле, ничего особенного – того, что не сможет сделать кто-то другой – я не сделал. Просто делаю любимую работу.

Мне было легко адаптироваться к «северам», поскольку дома я только ночевал. На работу ходить было, конечно, холодно. Но это ж всего пять минут! А на работе тепло и такой же интенсивный график, что и в Москве.

- Перед Норильском вы засветились в ряде интересных проектов. Взять хотя бы эксцентрик-шоу-группу «Джаз-балалайка». Вместе с ней вы были на гастролях в Германии, Голландии, Франции, Японии, США. Чем запомнились те поездки?

- Почувствовал себя настоящим артистом – в советское время впервые выехал за рубеж! Каждый концерт в новом городе, дороги шикарные, гостиницы приличные. Мы там пели, танцевали, чуть ли не кувыркались, играли на многих инструментах. У нас были не пафосные концерты - мы не считали себя артистами высокого эшелона. Нашим уровнем был театр-кабаре.

Многие из той группы потом эмигрировали. Гитарист – в Америку, флейтист и балалаечник – в Германию. Если не ошибаюсь, «Джаз-балалайка» существует до сих пор и репертуар во многом сохранился. Ребята занимают свою маленькую нишу. Жанр-то дефицитный – музыкальная эксцентрика.

- А у вас никогда не было желания эмигрировать?

- Нет. Моя специальность – народное и хоровое пение, русский фольклор, народные инструменты.

- Как поет Борис Гребенщиков: «Но чтобы стоять, я должен держаться корней»?

- Да-да! На Родине я могу более полноценно заниматься любимым делом.

- До того, как открылась театральная глава в вашей биографии, вы успели поработать помощником регента хора Храма Христа Спасителя.

- Я довольно долго пел в мужском хоре Данилова монастыря. Мне очень нравится хоровое пение. Тем более, там была шикарная акустика и мощные исполнители. Я набрался хорошего опыта хорового певчего плюс обо мне немножко знали в Москве – так и позвали работать в хоре Храма Христа Спасителя. Сначала работал певчим, потом – помощником регента.

- Как начался ваш роман с театром?

- Меня позвал Александр Маркович Зыков. (С улыбкой.) Я только второй год работал в Норильске – кто-то ему меня порекомендовал. Зыков предложил писать музыку к спектаклям, чего я раньше не делал. Дали синтезатор, которым я и пользоваться не умел. Каким-то чудом написал... Благодаря Александру Марковичу я шел к пониманию того, что такое музыка в театре, как она встраивается в спектакль. Я люблю учиться, мне это интересно. До сих пор не считаю, что многого достиг и все понимаю. Мне нравится работать с разными режиссерами и труппами в разных постановках и жанрах.

- Как строится ваша работа с режиссерами? Часто спорите?

- Никогда не спорю! Все идет от воли и желания режиссера – ему видней. Взять спектакль «За двумя зайцами». Александр Маркович сказал: все актеры должны петь и играть на музыкальных инструментах. Я начинаю по частям реализовывать задание. Сначала петь учились, потом за инструменты, какие есть в театре, взялись. Вы видели, на каких тубе и барабане сегодня играли? Артисты – чудесные люди. Играют! Театр – это вообще какое-то чудо. Суть не в том, чтобы обязательно правильные ноты играть – должен быть кураж, настроение! Артисты добывают это настроение из любого инструмента.

- Есть артисты, у которых проблемы с музыкальным слухом?

- Откровенно «глухих» в театре драмы нет. Музыкальный слух в разной, естественно, степени есть у всех.

- А у кого очень хорошие вокальные данные?

- Оля Любицкая очень прилично поет. Молоденькие девочки все с «ушками» и голосами – Аня Бекчанова, Настя Дунаева. Настя Томилова в «Степане Разине» хорошо исполнила довольно сложную песню. Парни хорошо поют – Иван Дорохов, Слава Сысоев. Среди взрослых артистов тоже есть обладатели хороших голосов – к примеру, Надежда Павловна Царинина.

- При желании они все могут дать концерт?

- Да! Мы так и шутим: если спектакль, не дай Бог не пойдет, станет ездить по домам культуры, выступать на вокзалах, в подземном переходе.

- Будь ваша воля, какой бы спектакль в театре поставили?

- У меня нет такой мечты. Может, потому, что нет какой-то любимой пьесы. Я их не умею читать, разбираться, хорошая пьеса или нет. Для этого надо обладать режиссерским складом ума. Вот если бы попросили выбрать любимого режиссера, назвал бы порядка десяти человек.

- Вы не первый раз работаете с Александром Зыковым. Что вас привлекает в работе с ним?

- Я люблю работать в команде. Люблю, когда тебя окружают единомышленники – Коля Реутов, Миша Мокров, Александр Маркович. (С улыбкой.) Я знаю, что меня не обманут, не побьют, если ошибусь. Мне с ними надежно, хорошо.

- Работа над какими спектаклями доставила наибольшее удовольствие?

- Они все как дети. Разве можно про детей сказать: вот этого я больше люблю, а этого меньше? Каждый раз рождается что-то новое и родное. А запомнился больше всех, наверное, самый первый спектакль в Норильском театре. Назывался он «Поллианна», где главный герой – маленькая девочка-сирота.

- В день премьеры сильно волнуетесь? Что вы в этот день делаете?

- Не был практически ни на одной из своих премьер, особенно, если спектакль идет не в Норильске. Если будут бить – я далеко, а если понравится моя работа – позвонят и поблагодарят.

- В Норильске вы занимаетесь еще и преподавательской деятельностью.

– Да, десять лет заведую кафедрой народного хорового творчества. Студентов учу народному пению, детей. Даем достаточно приличную подготовку – каждый год по этой специальности в столичные вузы от нас поступают один-два человека. В Норильске появились фольклорные ансамбли и кружки, связанные с народным вокалом. Много ли людей там занимается? Ну, кто-то любит крестиком вышивать, кто-то народные песни. Я не думаю, что историю можно повернуть вспять. Весь народ фольклором не увлечешь. Но как форма досуга – это вполне полезное занятие. И для тела, и для души. Через народные песни хорошо узнается история и культура страны. Разучиваем свадебную песню – рассказываешь заодно, как раньше свадьбы игрались. Если берем песню про 1812 год, делишься знаниями о том как Кутузов бил французов.

- Просветительство в занимательной форме, понятно. Какую музыку любите слушать в свободное от работы время?

- Почти не слушаю. Наверное, потому, что от музыки у меня почти нет свободного времени. Отдыхаю тем, что слушаю тишину.

Беседу вел Сергей Зюзин

другие новости