Творческая мастерская «С Пушкиным на дружеской ноге» началась!
Творческая мастерская «С Пушкиным на дружеской ноге» началась!

Творческая мастерская «С Пушкиным на дружеской ноге» началась!

все новости

Четыре молодых режиссера из Самары, Иркутска, Екатеринбурга и Барнаула взялись создать четыре спектакля-эскиза по произведениям великого русского писателя.

1 июня в театре прошла пресс-конференция, посвященная постановкам, намеченным на 6 и 7 июня.

Напомним, что ранее театр драмы выиграл губернаторский грант в сфере культуры на 2015 год. Целями творческой мастерской, посвященной творчеству Пушкина, стали знакомство театральной общественности с работами молодых режиссеров и возможное включение эскизных спектаклей в их полной версии в репертуар театра.

- Есть несколько подходов к выбору пьес для подобных лабораторий, - заметила директор театра Любовь Березина. - Бывает, что театр предлагает режиссерам те или иные пьесы. Так было три года назад. А бывает, что режиссеры сами выбирают. В этом раз мы решили, что автор будет один – Александр Сергеевич Пушкин, а дальше пусть уж сами постановщики определятся.

Первоначально предполагалось, что для «лабораторной работы» будет взят цикл коротких пьес Пушкина «Маленькие трагедии». Однако окончательный расклад получился немного иным и, надо полагать, не менее любопытным. Самарец Артём Устинов взялся ставить «Скупого рыцаря», Александр Вахов из Екатеринбурга – «Пир во время чумы», Андрей Шляпин из Иркутска – «Моцарта и Сальери». Барнаулец же Максим Астафьев остановил свой выбор на «Станционном смотрителе».

Максим Астафьев, совсем недавно поставивший в театре драмы «Квадратуру круга», был предельно краток:

- Давно думал об этом материале и хотел его сделать. Рад, что появилась приятная возможность поработать над «Станционным смотрителем».

Александр Вахов работает главным режиссером в екатеринбургском Центре современной драматургии. Пьесу он выбрал не сразу:

- Долго читал, выбирал. Мне показалось, что из «Пира во время чумы» можно сделать что-то современное, я бы даже сказал, гиперсовременное.

Артём Устинов признался, что ранее он «мало думал о Пушкине и не хотел его делать», но в данном случае захотелось пойти от противного:

- Кого не прочитаешь и кого не послушаешь, все утверждают, что «Маленькие трагедии» не очень сценический материал, хотя их часто ставят. Захотелось самому проверить, насколько соответствуют реальности эти заявления. Если к концу недели у нас что-то получится, будет замечательно. Взял «Скупого рыцаря», потому что он посвящен вечной теме – родители и дети.

А вот что рассказал однокурсник хорошо известных барнаульскому зрителю режиссеров Алексея Логачева и Ильи Ротенберга Андрей Шляпин:

- Здорово, что нашим театрам, несмотря на все экономические трудности, до сих пор дают гранты. И очень хорошо, что театры на эти гранты могут проводить творческие лаборатории. Понятны опасения руководства театра: как можно «втемную» приглашать на постановку полноценного спектакля незнакомого тебе мастера? А в данном случае за небольшие деньги можно близко познакомиться сразу с несколькими молодыми режиссерами, понять, кто есть кто и определить дальнейшие перспективы сотрудничества. В этом смысле лаборатория – наверное, лучшее из того, что было придумано в российском театре за последние 20 лет. Лаборатории должны быть интересны и полезны самим актерам. За полтора-два месяца, которые обычно отводятся на постановку, актер успевает многое обдумать, взвесить, попробовать. А за пять-шесть дней, которые нам предоставлены, с актера, если он эмоционально подключается к материалу, спадает огромное количество штампов. Конечно, в эскизе малое количество реквизита, декорации не подготовлены, но по внутренним ощущениям это все равно спектакль. В экстремальной ситуации актер может впрыгнуть в непривычную для него среду и открыться совершенно по-новому. Режиссеру тоже бывает полезно проверить себя в экстремальной ситуации. Лаборатории дают некий завар общего дела, которое стимулирует, встряхивает театр в целом. И в этом смысле лаборатории являются хорошим катализатором театральных процессов.

По мнению Андрея Шляпина, произведения гениального писателя всегда были и будут интересны режиссерам:

- Пушкинский материал по своей природе очень театрален, но ставить его наверняка сложно. Почему я выбрал «Моцарта и Сальери»? Режиссер всегда находит личную болевую точку. За последние полтора года в нашей театральной среде, да и смежных искусствах сильно увеличился поток различных «веселых» писем, в которых один талант пытается растоптать другого. Мне казалось, что практика таких посланий давно изжила себя, но она начинает воскресать. Мне вместе с актерами будет интересно исследовать ситуацию: что происходит с талантливым человеком, который вдруг начинает нравственно и физически уничтожать своего коллегу? Откуда берутся ненависть, злоба, зависть? Почему у нас – в любой, даже самой мелкой истории или ситуации - идет обязательное разделение людей по окопам? Ненависть обезображивает людей и общество. И я опасаюсь, что ненависть и агрессия, которая копится в нашем обществе, выльется во что-то очень нехорошее. Мы в театре своими средствами должны пытаться предотвратить такой вариант развития событий.

Все эскизные спектакли будут показаны на экспериментальной сцене театра драмы. По предварительной договоренности, 6 июня в 14.00 и 18.00 зрители смогут увидеть «Скупого рыцаря» и «Моцарта и Сальери», а на следующий день, 7 июня в 14.00 и 18.00, – «Станционного смотрителя» и «Пир во время чумы». Окончательное расписание постановок можно будет найти на сайте театра.

Билеты на показы спектаклей-эскизов – 50 руб. Спешите в кассу театра!

другие новости