Вечные темы совершенно советской истории. Режиссер Максим Астафьев – о работе над спектаклем «Квадратура круга»
Вечные темы совершенно советской истории. Режиссер Максим Астафьев – о работе над спектаклем «Квадратура круга»

Вечные темы совершенно советской истории. Режиссер Максим Астафьев – о работе над спектаклем «Квадратура круга»

все новости

Пьеса Валентина Катаева «Квадратура круга» - в не столь отдаленном прошлом была очень известным произведением, удостоившимся похвалы самого Станиславского. И где ее только не ставили: в Советском Союзе, Франции, Америке, Бразилии – список можно долго продолжать. Талантливый и глубокий Катаев написал не идеологическую однодневку для «внутреннего злоупотребления». Сюжет комедии о студентах-молодоженах оказался универсальным и долгоиграющим. Не удивительно, что пьеса оказалась востребованной и в день сегодняшний. Пьесу о молодых людях, которые никогда не станут строить своего счастья на несчастье других, умеющих отличать добро и зло, играют в Санкт-Петербурге и Гомеле.

В Алтайском краевом театре драмы имени В.М. Шукшина до премьеры «Квадратуры круга» осталось 10 дней (19, 20,23 мая на экспериментальной сцене). О том, как идет работа, мы попросили рассказать режиссера Максима Астафьева.

- Максим Иванович, чем был продиктован выбор пьесы?

- С «Квадратурой круга» я знаком давно. Несколько лет назад со своими студентами я делал отрывок из этой пьесы в Алтайском краевом колледже культуры. И в ту нашу встречу все как-то очень удачно совпало. Я был «молодой преподаватель», ребята молодые и сама пьеса - тоже молодая. Работа заладилась, и воспоминания о ней остались самые приятные. Мы тогда здорово погрелись об этот материал. А вообще, когда идут поиски новой пьесы для постановки, обычно срабатывает немало факторов. Это и личные предпочтения в драматургии, и репертуарная ситуация в театре и занятость труппы и многое другое. Первоочередной мотив для выбора - это, конечно же, личный интерес, личная симпатия режиссера к пьесе. Без этого очень трудно что-либо сделать. И здесь я благодарен директору театра, Любови Михайловне, которая предоставила мне достаточную свободу при выборе материала. Около месяца мы активно обсуждали с ней названия и имена. Был и Бунин, и Платонов, и несколько современных драматургов, но в итоге остановились на «Квадратуре».

- Пьеса написана в двадцатые годы XX века, время больших надежд на заре строительства нового мира. Коммунизм, социализм, СССР… Насколько будет сохранена в вашем спектакле ее «советскость»?

- Мне кажется, что когда работают с советской стилистикой, ее часто начинают использовать под какие-то конкретные цели. Начинают ее трактовать, например: «Посмотрите, как в советском союзе все было грубо, посмотрите, как нам насаждали стадное мышление!». Или же напротив: «Смотрите и любуйтесь, как все было прекрасно!». Возникает неприятная поучительность и выворотность по отношению ко времени СССР. И такую «советскость» мы, конечно, стараемся обойти, миновать. «Советскость» будет. Но, на мой взгляд, это не главное. Дело в том, что в этой, казалось бы, совершенно советской истории поднимаются внятные человеческие вопросы – про влюбленность и любовь, про молодость и свойственные ей ошибки, которые, бывают как грустными, так и смешными. Эту пьесу населяют особенные люди, они все немножко очарованные, их всех заносит чуть-чуть. Но не потому, что они «советские». Просто они молодые.

- Катаев обозначил жанр пьесы как водевиль в трех действиях. Вы, действительно, будете ставить водевиль? Без сокращений? Три действия в наше время – это попахивает перебором.

- Сокращения неизбежны, и у нас тоже они есть. Планируем сделать спектакль в двух актах, время в пути - примерно два часа. Насколько это будет водевиль? В чистом виде – наверное, нет. Водевиль очень трудно нащупать сейчас. Так чтобы он был живым. Мы думаем, ищем, вопросов много. Каким должен быть водевиль для современного зрителя? Что это такое, песни и танцы? Или нечто большее? Есть ведь достаточно серьезная традиция русского водевиля, и там есть определенный способ игры. А каковы признаки современного водевиля? По сути своей эта пьеса – комедия положений, где зритель знает больше, чем сами герои. Пытаемся сделать музыкально-танцевальный спектакль. В афише жанр будет заявлен как «лирическая комедия».

- Что за музыка будет звучать в спектакле?

- Будут музыка и песни 20-х годов в современной аранжировке. Так же будут звучать несколько современных песен.

- Кто вошел в постановочную труппу «Квадратуры круга»?

- Команда у нас получилась междугородняя и почти интернациональная. Художник-сценограф Ольга Лагеда из Нижнего Новгорода. Она окончила постановочный факультет школы-студии МХАТ. Художник по костюмам – Елена Жукова из Санкт-Петербурга. Ученица Эдуарда Кочергина. С Леной мы уже работали здесь в театре над новогодней сказкой («Сказка про Митю, Старый год и Волшебные часы»). Хореографию к спектаклю делает Александр Пучков. Это наш барнаульский хореограф. Думаю, что он хорошо знаком зрителям города по спектаклям в Молодежном театре Алтая.

- Насколько легко в «Квадратуре» актеры расставились по ролям? Дима Чижук – это Абрамчик, а Дима Плеханов, само собой, Вася?

- Да-да, так все в итоге и вышло. Но тут у нас в процессе репетиций произошла смешная ситуация. Мы отработали в таком распределении несколько дней, а потом у меня возникла идея поменять артистов ролями. Я увидел, что у Димы Плеханова мог бы получиться очень интересный Абрамчик, а Чижук - мог бы здорово сделать роль Васи. Но когда зашла речь о смене ролей, то Дима Чижук очень интеллигентно заявил, что своего Абрамчика уже никому не отдаст. Я понял, что поезд ушел, и мы остановились на первоначальном варианте. Так что, можно сказать, что приросли они к своим ролям быстро.

- Кто Молчащего мальчика играет?

- Его не будет. Зато будет восемь гостей! У автора написано: действие происходит в московском муниципализированном доме. Для себя мы упростили – общежитие. И в нем есть люди, намытые временем: Мировая и Гражданская войны, НЭП… После глобальных потрясений люди пытаются строить нормальную жизнь, семейный очажок. Одного из персонажей играет Саша Хряков – красноармеец, победитель, герой. Вернулся в обычную жизнь, а быта нет. Быт начинается с женщины, герой Хрякова начинает ее искать, находит, ну а дальше уже начинаются приключения. Вообще, смешная история с актерской командой получилась. В пьесе Катаева всё переплетено. Две пары полюбили наперекрест, начинается движение друг к другу, возникает череда запутанных обстоятельств, условностей, помех. Мы тоже на репетициях всё время путаемся – у нас два Дмитрия и две Насти. А ещё есть персонажи - Флавий и поэт Емельян – Кирков-старший и Кирков-младший. Такие вот совпадения.

P.S.

Квадратура круга – в математике знаменитая задача, заключающаяся в нахождении способа построения с помощью циркуля и линейки квадрата, равновеликого по площади данному кругу. Является одной из самых известных неразрешимых задач на построение с помощью циркуля и линейки.

Беседовал Сергей Зюзин

другие новости