+7(3852) 36-97-13 Купить билет
Новости
16Июня 2017

Вести из Иркутска! Впечатления местного критика от гастролей нашего театра в Иркутском драматическом театре

Вести из Иркутска! Впечатления местного критика от гастролей нашего театра в Иркутском драматическом театре

Алтайскому театру драмы аплодируем стоя!

Впечатления от гастролейв Иркутске театра драмы им. В.М.Шукшина
(г. Барнаул)

«Пытаясь повернуть классику лицом к сегодняшнему дню, ей иной раз сворачивают шею», - писал в свое время известный историк театра Григорий Бояджиев.

Спектакли великолепного алтайского театра драмы им. В.М.Шукшина  - как раз тот случай, когда шея у классических пьес осталась цела, несмотря на все режиссерские причуды, эксперименты и современную начинку. Поэтому писать об этом театре легко и радостно, его актеры  оставили о себе шлейф приятных, светлых и веселых воспоминаний и даже художественных открытий относительно того,  как сегодня можно прочитывать эту самую классику, и  она не будет  сопротивляться, напротив, она подаст тебе руку, как хорошему другу и будет с тобой заодно. Это  комплимент в сторону двух режиссеров, Алексея Логачева и Максима Астафьева, чьи спектакли иркутяне увидели.

Я держу в руках программки спектаклей – стильные, хорошей полиграфии, вспоминаю  яркие моменты увиденных спектаклей и очень сожалею, что театр уже покинул наш город. Приезд театра состоялся в рамках обменных гастролей: драматический театр им. Н.П.Охлопокова с 5 по 9 июня  показывал свои спектакли в Барнауле, а барнаульцы приехали к нам.

 - Для нас эта поездка, серьезный экзамен, поскольку у нас театр Охлопкова задал высокую планку, - сказала на пресс-конференции директор Алтайского театра Любовь Березина. - В Иркутске зрители искушенные, они разбираются в искусстве. Поэтому нам  важно получить обратную связь, узнать, как наши постановки оценят иркутяне.

А иркутяне их спектакли  оценили по достоинству. После каждого показанного спектакля - долгие овации и крики браво.

В афише театра им. Шукшина классика занимает одно из лидирующих позиций, немало, впрочем,  пьес современной драматургии, которые идут на Основной сцене и на Экспериментальной.

Не могу выделить ни одного из четырех названий и сказать, какой из них лучше, а привезли барнаульцы: «Зойкину квартиру» М.Булгакова, «Укрощение строптивой» У.Шекспира, «Квадратуру круга» В.Катаева и «Москва-Петушки» В.Ерофеева. Каждый остался в памяти, запомнился какими-то очаровательными особенностями, интересными находками, глубиной, философскими подтекстами, недосказанностью, которая подталкивала на собственные размышления.  Все увиденное на сцене делалось как-то легко, без нажима и потуг, легко и весело, но не легкомысленно! И это было великим   наслаждением! Зритель не любит, когда в театре  поучают, но предлагают размышлять вместе, дают внутреннюю свободу.

Когда смотришь спектакль и видищь,  что актеры  душевно тратятся,  их сердца бьются, их глаза горят и они правдивы, ты понимаешь, что это – живой театр, и у нас с ним живой человеческий контакт, и твой вечер с ними потрачен не зря,  ты узнал и приобрел для своей души что-то новое, и это новое стало для тебя событием.     

Режиссер Алексей Логачев   нашел свои ключи к классикам. Его «Зойкина квартира» и «Укрощение строптивой» прекрасное тому доказательство.  Получилось живое, современное, а не музейное её звучание, где внутри спектакля живет свобода и раскрепощенность. Спектакли сделаны решительной рукой, с острым умом и юмором,  замешанном на комедийной основе.  Движутся они легко и стремительно, нет затянутости и длиннот, держатся за счет простой, но жесткой формы, дающей право и простор игровому существованию.  А если добавить к этому мастерство актеров, удивительное  чувство ансамбля, то и получается великолепное художественное действо.

Спектакли Алтайского театра без преувеличения, были удивительными и великолепными и останутся в моей памяти надолго, а возможно, и навсегда, потому что я открыла для себя новый замечательный театр.  Например, то же «Укрощение строптивой», поставленный как калейдоскоп броско решенных, заостренных комедийных сцен, где с первых минут, когда открылся занавес, по рядам пронёсся восторженный шепот от вида красивой, эффектной, благородно-захватывающей сценографии, а-ля «Древний Рим», где тон и высоту задавали белоснежные колонны, а  статуи вдруг оживали и время от времени перемещались по сцене. (Художник-постановщик Евгений Лемешонок). Кстати, само место действия как бы приподнято на подиум, поставлено на котурны, чтобы мы могли с одной стороны дистанцировать происходящее, а с другой стороны примерить ситуацию на себя, игровая стихия которой забирала целиком.  Ничего не меняется в этом мире человеческих отношений, характеров, их проявлений, меняется только мода на одежду и время за окном. Добавлю, что в спектакле замечательные костюмы, которые выполнены по эскизам Каринэ Булгач и которые гармонично вписывались в пространство и рисунок спектакля, ярко и гармонично дополняя общую картину.

Уморительное шутовство (без пережима, с чувством меры), групповые эффектные передвижения хороводом из одного конца сцены в другой, шутки «апарт», сказанные как бы между прочим, в зал, неожиданный  львиный рык, чтобы показать характер Катарины, а во втором действии, переходящий в кошачье мяуканье, когда она укрощена, «игры» с телевизором -  эти и многие другие остроумные находки и приемы различного рода, маленькие, уместные здесь  аттракционы, все работает на общее веселое действо, где режиссер не упускает возможность «подмигнуть» зрителю, расшевелить,  и где сцены наполнены веселым шумом, импровизациями, смехом и умением любить зрителя.  От классики здесь сохранилось все!  Нет только  древней пыли, вызывающей сонливость в зале. Замечателен и трогателен финал «Укрощения», где послушная мужу Катарина, свернувшись калачиком, засыпает на руках Петруччо, а после,  на её монологе о женах, о любви, для которой мы рождены в этот мир, над всеми нами раскрывается звездное небо, летящее в космическом пространстве, куда ушли миллионы поколений, куда уйдем и мы каждый в свой срок. Поэтому надо спешить жить, любить, очаровываться, влюбляться, творить добро, наслаждаться каждой минутой жизни на земле, ведь все это нам дано так ненадолго.

Хочу сказать и о двух спектаклях режиссера Максима Астафьева – «Квадратура круга» и «Москва-Петушки». Оба спектакля - несомненная удача режиссера. Оба спектакля разные, но индивидуальный режиссерский почерк виден сразу. Во-первых, каждый, конечно, рискует, беря в репертуар «Москву-Петушки», зная, какой это неординарный, трудный и неоднозначный материал. Режиссер смог найти адекватный театральный язык для воплощения на сцене культового романа, а  актеры  отлично выполнили эту задачу, подарив встречу тем, кто помнит «ту» эпоху, а для тех, кто её не знает, нашли понятный язык для молодых, чтобы рассказать. Получилась не бытовая история, а скорее поэма, как и заявлено в жанре спектакля. Режиссер вместе с исполнителями подчеркнул его  метафизические подтексты, делая основной акцент на талантливом, но обреченном человеке (артист Александр Хряков),  выпавшем из общества, избравшем изгойство, на мытарствах его души. И истинной болью отзывается в нас в финале его смерть. И в этот миг пробивается закупоренность современного зрителя, до которого трудно достучаться и  подключается его сердце.  Мы понимаем, что еще один, в чем-то нелепый, нескладный, неприкаянный, но красивый, душевно-тонкий  человек покинул этот мир и мир стал на одного такого человека беднее.

В «Квадратуре круга»  Максимом Астафьевым  найдена точная форма, игровая стихия которой увлекает. Здесь есть пространство, атмосфера времени.  Спектакль смотрится с большим удовольствием, и я даже поймала себя на мысли, чтобы он длился и длился, не кончаясь, потому что он от сцены к сцене был в развитии, удивлял историей отношений молодых людей. Художник-постановщик Ольга Лагеда нашла художественный язык, чтобы через сценографию  выразить время, помочь артистам погрузиться в него полностью. Отсюда конструирование, игра с пространством сцены.      

Если бы на гастролях присуждался приз зрительских симпатий, то одним из претендентов на него был бы Александр Хряков. Увидев его впервые в спектакле «Зойкина квартира» в роли Аметистова, где он поистине виртуозен, где фонтанирует и выплескивается без остатка, где ждешь каждого его выхода, а потом, приходя на другие спектакли, новой встречи с ним. Он покорил личностным объемом, страстью, умением импровизировать в данном рисунке роли, яркой характерностью, да просто своим талантом. Это касается  и его работ  в роли Венечки – «Москва-Петушки», и  Грумио в «Укрощении строптивой», даже в массовых сценах в «Квадратуре круга» он запоминается, его сразу выделяешь глазом.

Невозможно не сказать и не поблагодарить обаятельную, тонкую, глубокую, внутренне подвижную  и женственную  актрису  Елену Адушеву, которая запоминается в любой роли, будь то главные - Зоя Денисовна Пельц - «Зойкина квартира», Катарина в «Укрощении строптивой», или Женщина –алкоголичка из «Москва-Петушки», она может всё! 

Запомнился харизматичный Антон Кирков и его рафинированный Обольянинов из «Зойкиной квартиры»,  яркий характерный Петруччо в «Укрощении» и Емельян Черный в «Квадратуре круга»,  где артист нашел баланс между демонстративной эмоциональностью, напором персонажа и внутренней психологической основательностью.

Убеждал и заслуженный артист РФ Эдуард Тимошенко, кстати, выпускник иркутского театрального училища в роли элегантного Бориса Семеновича Гусь-Ремонтного из «Зойкиной квартиры», добавивший в роль много дополнительных смыслов, отчего она стала более значимой и интересной, и великолепный, пластичный, мастеровитый и опытный  Анатолий Кирков – Газолин «Зойкина квартира», Гремио – «Укрощение…», Флавий - «Квадратура круга», и молодой и очень талантливый актер Виктор Осипов – Херувим «Зойкина квартира», Гортензио «Укрощение…», Внучек - «Москва-Петушки», который во всех спектаклях умел найти свои краски и нигде не повторялся. Он оживлял своей насмешливой иронией одного героя, находил выразительную пластику и чудаковатость другому, простоватость – третьему. Посмотрев его в одном спектакле, обязательно хотелось увидеть в другом.

Брал обаянием, какой-то внутренней пластичностью, подвижностью Дмитрий Плеханов – Бьонделло в «Укрощении…»  и Вася в «Квадратуре круга», хорошо чувствовали стиль Дмитрий Чижук  в роли  Абрама из «Квадратуры круга», Анастасия Томилова в роли Манюшки в «Зойкиной кв.», Тони из «Квадратуры круга» и  2-ого ангела из «Москва - Петушки», Анастасия Кузнецова в роли  Людмилы из «Квадратуры круга» и 1-ого ангела в  «Москва –Петушки».

Пусть не обидятся на меня другие актеры труппы, которых не назвала и которые выходили на сцену охлопковского театра в одной-двух небольших ролях, кто-то в массовых сценах, кто-то в эпизоде, но они все украсили и наполнили своим присутствием спектакль, ведь он держится не только на главных героях. После того, как спектакль  заканчивается, в памяти остается целостное полотно, в котором присутствие каждого из актеров ценно и необходимо и каждый внес в него свою краску, свою индивидуальность, энергетику и дыхание и без них он не был бы  великолепным.

Все спектакли  алтайцев  зрелищны, энергетически насыщенны, гармоничны, ансамблевы, когда ощущается «одна группа крови», и где всё в порядке  со вкусом, и с чувством меры и  юмора, и с художественной составляющей. Мне хотелось, для диссонанса, найти хоть какие-то недостатки, но я их не увидела. Наверное, потому что влюбилась в этот театр. Эти «пять дней  одного лета»  запомнятся надолго, и нет возможности  в одной статье передать все эмоции, чувства, радость от встречи с прекрасным театром. Впечатления необъятны.

Хочется сказать спасибо Алтайскому театру им. Василия Макаровича Шукшина, достойно несущему его имя.  Аплодируем ему  стоя, как принято в сибирских театрах.

                                                                      

Лора Тирон, театральный критик, г. Иркутск    

Другие новости
  • Ждем гостей из Казахстана! Артисты Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова представят на сцене нашего театра спектакль «Андалузское проклятие»
    18 Августа
    Ждем гостей из Казахстана! Артисты Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова представят на сцене нашего театра спектакль «Андалузское проклятие»
  • Второе рождение! После долгого перерыва спектакль «Я пришел дать вам волю» вновь на сцене нашего театра!
    10 Августа
    Второе рождение! После долгого перерыва спектакль «Я пришел дать вам волю» вновь на сцене нашего театра!
  • Мы вышли из отпуска! Начинаем готовиться к открытию 96-го театрального сезона
    7 Августа
    Мы вышли из отпуска! Начинаем готовиться к открытию 96-го театрального сезона