+7(3852) 36-97-13 Купить билет
А.П. Чехов

Три сестры

О спектакле

«Три сестры» — наверное, главная чеховская пьеса, которая вобрала в себя всю эстетику его реализма, состоящего из прекрасных надежд героев драмы на будущее («через 200 — 300 лет... когда нас не будет»), любви автора к своим героям — обычным людям — и умного пристального взгляда на жизнь человека в обществе.

Это спектакль о неумении и неспособности людей мыслящих и духовных защитить свой мир, «... про то, что если ринуться защищать, то ты — уже не ты будешь. Про то, как найти смысл в жизни, когда мир говорит тебе, кричит: «Ты лишний, не нужно тебя!!!» (П.Шерешевский).

В «Трех сестрах» звучит еще одна непременная чеховская мысль: главным врагом всех высоких устремлений являешься ты сам, а тяжелые гири на ногах — это твоя несовершенная, противоречивая человеческая природа.

Зритель увидит историю про себя сегодняшнего, «неказистого и запутавшегося. А не про неких прекрасных небожителей, живших сто лет назад. Не красивую иллюстрацию, но жесткую, тревожащую современную историю. Современную по проблематике и воздействию» (П.Шерешевский).

Постановочная группа

  • Режиссер-постановщик  -  Петр Шерешевский (г. Санкт-Петербург)
  • Художник-постановщик  -  Анвар Гумаров (г. Санкт-Петербург)
  • Художник по костюмам  -  Елена Громова (г. Санкт-Петербург)
  • Художник по свету  -  Нина Киркова
  • Подбор и монтаж видео  -  Иван Стрельцов
  • Помощники режиссера  -  Ольга Назаренко, Марина Томиловская

«ВОКРУГ СПЕКТАКЛЯ» (10 историй до третьего звонка).

История первая. Синдром отложенной жизни.

При синдроме отложенной жизни человек откладывает самое главное на будущее и в итоге наполняет свое существование второстепенными событиями, чужими целями. Нередко такое же отношение к жизни формируется, когда человека не устраивает происходящее, но сил и желания для изменения нет. Это чаще всего работа или семья. В таких случаях предпочитают длительное ожидание серьезным изменениям.

О неврозе отложенной жизни в последнее время врачи говорят все чаще. Но встречался он и раньше. Первым описал стратегию отложенной жизни Р. Киплинг. Хотя писатель и не употреблял само это словосочетание, он очень четко отразил суть этого явления на примере англичан, живших в английских колониях по 30 — 40 лет, но все это время считавших, что «пока» они еще не живут «настоящей» жизнью. А заживут по-настоящему, когда накопят денег, вернутся в Англию, купят дом.

История вторая. «Надежда».

Песня была написана на рубеже 60-70-х годов. Помните? Стенки «Хельга», чешский хрусталь, сапоги «по блату» и бесконечный Иосиф Давыдович Кобзон по телевизору. А еще — пионерские лагеря, массовики-затейники, бег в мешках, танцплощадки,
где неприступные учительницы чинно и благородно вальсировали с неказистыми пионервожатыми под песню «Один раз в год сады цветут». Именно в это время и родилась песня «Надежда».

Песня «Надежда» была написана композитором Александрой Пахмутовой и поэтом Николаем Добронравовым. Исполнить ее первым предложили Иосифу Кобзону, но он отказался.
Тогда текст и ноты песни были посланы другим исполнителям, в том числе Анне Герман в Варшаву. Герман в то время только-только оправилась от страшной автокатастрофы и, увидев «Надежду», сказала: «Я буду ее петь! Во что бы то ни стало!». Приехав в 1974 году в Москву, Герман записала песню на «Мелодии». Когда Пахмутова и Добронравов услышали ее, они разом решили: «Это именно то, что нужно!»

История третья. Рэйфилд.

Профессор Лондонского университета Дональд Рэйфилд
в 1997 году написал книгу «Жизнь Антона Чехова».
Эта многостраничная биография вывела в оборот ранее закрытые для широкой публики архивные материалы. На русский язык она была впервые переведена в 2005 году и вызвала большой интерес и немало споров среди литературоведов и любителей мемуарного жанра.

Цитата:

«Пьесу «Три сестры», которая уже давно сложилась у Чехова в голове, в августе 1900 года предстояло перенести на бумагу. Ее сюжет затрагивал в душе Антона сугубо личные струны: после сестер Гольден, Марковых, Яновых, Линтваревых и Шавровых Чехову стало казаться, что три сестры, как мотив волшебной сказки, будут вновь и вновь возникать в его жизни.»

История четвертая. Мерехлюндия.

Мерехлюндия, мерлехлюндия — слова, встречающееся в пьесах
А.П. Чехова «Иванов» и «Три сестры». Значение этого слова
А.П. Чехов пояснял в письме к А. Суворину от 24 августа 1893 г.: «...у Вас нервы подгуляли и одолела Вас психическая полуболезнь, которую семинаристы называют мерлехлюндией». В настоящее время слово мерехлюндия (мелихлюндия) употребляется в следующих значениях: грустное настроение, меланхолия (с оттенком шутливости); капризы, сантименты, жалобы; нечто запутанное или ненужное (с оттенком пренебрежения и презрения).

История пятая. «Я шагаю по Москве».

По сценарию 27-летнего Геннадия Шпаликова в 1964 году Георгий Данелия ставит фильм «Я шагаю по Москве» — лучший кинопамятник надеждам «хрущевской оттепели».

«Бывает все на свете хорошо» — так начинается стихотворение Шпаликова. Композитор Андрей Петров сделал его песней, а режиссер Данелия и оператор Вадим Юсов превратили эту строчку в настроение всего фильма.

«Я шагаю по Москве» полон символов эпохи: герой работает на сибирской стройке, печатается в журнале «Юность»; приезжает с в столицу — а тут даже маляры по пластинкам учат английский. Это мир только добрых людей, счастливо живущих в большой справедливой стране, хорошей сегодня и прекрасной завтра. И молодое сердце родины бьется в Москве, и она — лучший город Земли. И славный рабочий паренек-москвич в исполнении
18-летнего Никиты Михалкова напевает тонким голосом:
«А если я по дому загрущу, под снегом я фиалку отыщу и вспомню о Москве!»

Фильм останется эталоном абсолютного позитивизма.
После времени, когда бывает все на свете хорошо, настанет время, когда бывает и не все, а потом время, когда бывает все на свете плохо. И автор простых волшебных слов «А я иду, шагаю по Москве, и я пройти еще смогу соленый Тихий океан, и тундру, и тайгу» Геннадий Шпаликов покончит с собой.

История шестая. Пятидневка.

Судьбоносное решение, оформленное третьей сессией Верховного Совета СССР в октябре 1967 года,- закон о пятидневной рабочей неделе. Отныне и в Советском Союзе есть уик-энд.

Пятидневка не сокращает рабочую неделю, норматив прежний: не более 41 часа, но при 8-часовом рабочем дне. Раньше был
7-часовой, а по субботам укороченный — 6 часов. Но теперь обычный советский гражданин экономит одну поездку на работу туда и обратно, один прием и одну сдачу смены.

Главное достижение: появился, как объясняют, «сплошной массив свободного времени» — день вместо лишнего часа каждый вечер. Для домашних дел, для покупок по субботам (в воскресенье работают только продуктовые магазины), для хобби, для поездки на дачу, к родне в деревню или коротких туристических маршрутов. А если еще прибавить день «отгула» (например, за сверхурочную работу), то получается маленький отпуск. Теперь на пятницу смотрят как на короткий день, любую работу норовят отложить до понедельника; отъезд в пятницу называют «на все выходные», а не «на оба».

Власти, обсуждая прогрессивную меру, беспокоились: а не станут ли больше пить? Стали — закрытая статистика фиксирует снижение производительности труда по понедельникам. «На выходные — в запой» — популярная формула мужского досуга. Любимый
артист-юморист страны Аркадий Райкин будет исполнять написанный завлитом его театра Михаилом Жванецким монолог «В греческом зале», начало которого: «Дали два выходных — люди с ума посходили».

История седьмая. Пражская весна. Ввод войск в Чехословакию.

Избранный первым секретарем ЦК Компартии Чехословакии Александр Дубчек в марте 1968 года взял курс на перестройку, демократизацию и гласность.

Цель реформ — «социализм с человеческим лицом», из чего следует, что до сих пор построенный — с бесчеловеческим. Признаются права политической оппозиции, в стране отменена цензура, критикуется тоталитаризм, реабилитируются жертвы репрессий. Чешские газеты пишут о бюрократизации власти, о классе правящей номенклатуры, о фиктивности выборов. Экономические трудности хотят преодолевать, строя «социалистический рынок». Готовят государственную реформу: Чехословакия станет федерацией из двух республик.

Советское руководство опасалось, что в случае проведения чешскими коммунистами независимой от Москвы внутренней политики СССР потеряет контроль над Чехословакией. Подобный поворот событий грозил расколом восточ-ноевропейского социалистического блока как в политическом, так и военно-стратегическом плане.

В ночь на 21 августа 1968 года Советский Союз ввел свои войска в Чехословакию. Операцию поддерживают армии ГДР, Польши, Венгрии и Болгарии, выступившие тремя фронтами в составе 300 тысяч солдат, около 7 тысяч танков.

Но сменить власть в Чехословакии Москве не удается. Прага и другие города запружены возмущенными толпами, и танки не могут двигаться. Выходят газеты и журналы, они пишут только об оккупации, радио и телевидение вещают из подполья в том же духе.

В результате ввода войск в ЧССР был прерван процесс политических и экономических реформ. Реформаторы были отстранены от должностей, начались репрессии. Страну покинуло несколько десятков тысяч человек, в том числе множество представителей культурной элиты страны.

На территории Чехословакии советское военное присутствие сохранялось до 1991 г.

История восьмая. «За вашу и нашу свободу».

25 августа 1968 года на Красной площади прошла крохотная — 7 человек, несколько минут — первая в современном СССР демонстрация протеста.

В полдень Константин Бабицкий, Лариса Богораз, Наталья Горбаневская, Вадим Делоне, Владимир Дремлюга, Павел Литвинов и Виктор Файнберг сели у Лобного места и развернули лозунги: «Да здравствует свободная и независимая Чехословакия!»,
«Позор оккупантам!», «Руки прочь от ЧССР!», «Свободу Дубчеку!», «За вашу и нашу свободу!» — последний станет девизом солидарности советских диссидентов с единомышленниками в соцстранах. Сразу же раздался свист и к демонстрантам бросились сотрудники КГБ в штатском — они дежурили, ожидая выезда из Кремля чехословацкой делегации.

Двоих посадят, троих сошлют, еще двоих признают «невменяемыми».

95 интеллигентов, среди них актер Игорь Кваша, писатель Виктор Некрасов, историк Петр Якир, направят письмо протеста против обвинительного приговора; оно останется без ответа. Не имеют особых последствий для подписантов письменные заявления против ввода войск многих либеральных деятелей науки, литературы и искусства. Власти знают о непопулярности вторжения в этой среде, но не добиваются единомыслия, жестко реагируя лишь на открытое противодействие,- это новая тактика отношений с вольнодумцами.

Ряд исследователей полагает, что именно после подавления «Пражской весны» окончательно закончилась хрущевская оттепель (1953-1968 гг.)

История девятая. Закрытый военный городок.

Военный городок — тип градостроительного образования на территории СССР и современной России. Служит для расквартирования персонала российской армии. Военный городок может являться отдельным поселком, расположенным в незаселенной местности — например, в лесу, степи и т.д., а может быть частью обычного города и представлять собой один или несколько кварталов. Военные городки подразделяются на открытые и закрытые.

Закрытый военный городок (ЗВГ) — поселок или городской квартал, обнесенный, как правило, забором, имеющий один или несколько контрольно-пропускных пунктов (КПП), пропускной режим и охраняемый военнослужащими специальных бригад (рот) охраны родов войск (сил) Минобороны России.

В таких городках развита вся необходимая для жизни военнослужащих и их семей инфраструктура: жилые дома, магазины, столовые, школы, Дома культуры и кинотеатры.

В советское время семьи офицеров могли переезжать с одного места службы на другое место довольно часто. Потому служебные квартиры, как правило, были с мебелью, принадлежащей той или иной части. Вся мебель подлежала учету и имела нанесенный на нее инвентарный номер (в/ч _____).

Из-за своей закрытости количество рабочих мест для гражданского населения в ЗВГ было ограничено. Жены офицеров не всегда могли найти работу в городке.

Особой «достопримечательностью» военных городков является ухоженность территории и почти абсолютный порядок. Начальник местного гарнизона, он же командир градообразующей воинской части, несёт на себе всю ответственность за военный городок и отвечает за него перед вышестоящим начальником.

История десятая. От режиссера спектакля «Три сестры» Петра Шерешевского.

Герои Чехова в поисках смысла жизни обращают свои взгляды к далеким потомкам, пытаясь найти оправдание своей неказистой жизни в грядущем счастье. «Лет через двести-триста», — повторяют они, как рефрен, как заклинание. «Через двести — триста, наконец, тысячу лет, — дело не в сроке, — настанет новая, счастливая жизнь. Участвовать в этой жизни мы не будем, конечно, но мы для нее живем теперь, работаем, страдаем... — и в этом одном цель нашего бытия...»

Но проходят годы. Сегодняшний зритель уже не способен чувственно уяснить, что для самого Чехова описываемая им среда — негармонична, агрессивна... Забытый богом городок на обочине мира... Нам, сегодняшним, это ушедшее чеховское «вчера» уже кажется потерянным раем. Высокие помыслы, безупречные манеры, уважение человека к человеку...

И мы наталкиваемся на мучительный вопрос: «Деградирует человечество от поколения к поколению? Или растет духовно?» Чтобы попытаться ответить на него, мы сознательно переносим историю трех сестер Прозоровых в шестидесятые годы уже предыдущего столетия.

Для сегодняшнего зрителя это уже прошлое, юность наших отцов и матерей. Для героев пьесы Чехова — то самое будущее, о котором они грезят и в котором находят оправдание своим жизням. Этот угол зрения, когда жизнь одного поколения наслаивается на другое, как слайд на слайд, позволит нам осознать себя исторической перспективе.

Все истории повторяются. «После нас будут летать на воздушных шарах, изменятся пиджаки..., но жизнь останется все та же... И через тысячу лет человек будет так же вздыхать: «ах, тяжко жить!» — и... точно как же, как теперь, он будет бояться и не хотеть смерти». Истории повторяются. Только они становятся все грустнее и грустнее.

Лица
Актеры
Видео
  • ОБРАЩЕНИЕ к зрителям режиссера спектакля ТРИ СЕСТРЫ
  • Трейлер Три сестры