+7(3852) 36-97-13 Купить билет
Гр.Горин

Чума на оба ваши дома!

О спектакле

Спектакль «...Чума на оба ваши дома!» — это не просто сюжетное продолжение шекспировской истории враждующих семейств Монтекки и Капулетти после гибели двух юных влюбленных Ромео и Джульетты. Это версия возможного развития событий в форме трагикомедии, как определил автор пьесы Григорий Горин.

Спектакль рассказывает о вечных, актуальных и сегодня, проблемах: о нелепости вражды, поразившей два рода, о разрушающих человеческую личность качествах — страсти к наживе, цинизме, лживости и коварстве. Жертвами продолжающейся войны становятся уже другие влюбленные. Жизнь ничему не учит враждующие семейства... Ни тот, ни другой дом не хотят покончить с войной. А раз так, то чума на оба эти дома!

Зритель увидит самые неожиданные повороты сюжета. Например, синьор Монтекки и синьора Капулетти, оказывается, давно влюблены друг в друга...

Постановочная группа

  • Режиссер-постановщик  -  народный артист РФ Александр Зыков (г. Новосибирск)
  • Художник-постановщик  -  заслуженный художник РФ Михаил Мокров (г. Санкт-Петербург)
  • Художник по костюмам  -  Ника Велегжанинова (г. Санкт-Петербург)
  • Ассистент художника по костюмам  -  Фикрия Чочиева
  • Балетмейстер  -  Марина Штаркер (г. Новосибирск)
  • Композитор  -  Андрей Федоськин (г. Норильск)
  • Художник по свету  -  Денис Солнцев (г. Санкт-Петербург)
  • Помощники режиссера  -  Ольга Назаренко, Марина Томиловская

Пресса о спектакле:

Российская Газета — Премьера пьесы Горина прошла в барнаульском театре с аншлагом
Российская Газета — Алтайский драмтеатр начал репетировать пьесу Горина

ПЯТЬ ИСТОРИЙ ПЕРЕД СПЕКТАКЛЕМ.

История первая. О Горине, о пьесе, о чуме.

Григорий Горин (1940 — 2000). Известный российский драматург и сценарист. Фильмы, снятые по его сценариям, разобраны на цитаты: «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «О бедном гусаре замолвите слово» (1980), «Дом, который построил Свифт» (1983), «Формула любви» (1984), «Убить дракона» (1988).

Трагикомедия «Чума на оба ваши дома» (1994)— продолжение истории Монтекки и Капулетти после смерти Ромео и Джульетты. Сам Горин неожиданный сюжет своей пьесы объясняет так:
«Это была моя давняя задумка — рассказать о том, что происходило в городе Вероне после трагической гибели Ромео и Джульетты. Ведь все сконцентрировали свое внимание на подростках, а вокруг них жили взрослые люди, которые про любовь знают гораздо больше. И мне, как взрослому человеку, было, что сказать по этому предмету. Тема любви — первый стимул, заставивший меня размышлять о продолжении трагедии Шекспира.

Название пьесы — известная строка из «Ромео и Джульетты»,
это предсмертные слова друга Ромео, Меркуцио:

МЕРКУЦИО:
Чума, чума на оба ваши дома!
Я из-за них пойду червям на пищу,
Пропал, погиб. Чума на оба ваши дома!

ФАКТ:
Режиссер Александр Зыков — первый постановщик пьесы «...Чума на оба ваши дома!». Обещанная Московскому академическому театру им. В.В.Маяковского, «Чума...», однако, была в 1994 году отдана автором Григорием Гориным — давним другом режиссера — в Норильский заполярный театр.

Нынешняя постановка — новое, спустя 19 лет, прочтение пьесы режиссером. Сменилась вся постановочная группа — художник-сценограф, художник по костюмам, художник по свету, балетмейстер.

История вторая. Письма к Джульетте (для всех романтиков и просто сумасшедших).

Мечтаете написать трогательное и искреннее письмо? Попросить совета? Записывайте адрес самой романтичной героини западной культуры — Джульетты, и пишите письма: Club di Giulietta, Via Galilei,3 37133 Verona, Italia. Не удивляйтесь, если вам придет ответ. Секретари Клуба Джульетты читают все послания, что к ним приходят. И даже отвечают на них. Впрочем, письма Джульетте романтики всех времен и народов писали издавна, отправляя по незамысловатому адрес: «Италия. Верона. Джульетте». Поэтому в 1993 году в Вероне был учрежден приз Premio Cara Giulietta за лучшие письма к шекспировской героине.

Специальное жюри, состоящее из актива Клуба Джульетты и представителей культурных организаций города — организаторы конкурса — авторов лучших писем приглашают в Верону, оплачивают проживание в течение двух-трёх дней и дарят им участие в культурной программе, организованной Клубом Джульетты.

История третья. Место событий.

Маленький Рим или город влюбленных — это Верона, место, где разворачиваются основные события пьесы Горина. В современной Вероне существуют и тщательно сохраняются места, напоминающие об истории юных шекспировских героев: самые известные здания Вероны — это дом Ромео (Casa di Romeo) и дом Джульетты (Casa di Giulietta). Полюбоваться домом Ромео, готическим зданием IX века, можно только снаружи. Это частная собственность, вход туристам туда запрещен. А вот дом Джульетты Капулетти —
это музей, где можно увидеть картины, посвященные Ромео и Джульетте, фотографии из знаменитого фильма Кьюкора, на одном из этажей — экспозиция предметов из фильма Дзеффирелли: два костюма, брачное ложе и семь эскизов к фильму, сделанных рукой режиссёра. Власти Вероны попытались воссоздать атмосферу XIV века: художественные орнаменты потолков и стен, подлинные фрески того периода, перенесённые из разрушенных зданий. Сама же комната Джульетты создана по мотивам знаменитого полотна Францеско Айеца «Прощание Ромео с Джульеттой» («Последний поцелуй»), написанного в 1823 году.

ФАКТ:
Обряд Patto d’Amore — церемония обручения в доме,
где по преданию жила главная романтическая героиня западной культуры.

История четвертая. Монтекки и Капулетти.

Существовали или нет Монтекки и Капулетти на самом деле? И в чем причина вражды двух семей? Сам Шекспир в 1597 году предварил издание пьесы ремаркой, гласящей, что эта трагедия «являет собой блистательный образчик авторского вымысла». Впрочем, единого мнения по этому поводу нет.

Некоторые утверждают, что Монтекки и Капулетти действительно существовали, а причина «тяжбы дряхлой старины» была проста: Монтекки — знатный дворянский род, Капулетти — богатая купеческая фамилия, купившая себе дворянство и титулы. Естественно, аристократы не принимали купленные титулы — в этом и крылась причина вражды.

Доказательством реального существования этих семей может послужить и текст «Божественной комедии» Данте,
где он рассказывал о междоусобных столкновениях в Италии: «Приди, беспечный, кинуть только взгляд: Мональди, Филиппески, Капулетти, Монтекки — те в слезах, а те дрожат! Приди, взгляни на знать свою, на эти насилия, которые мы зрим...».

Но все попытки отыскать сколь-нибудь достоверные упоминания о реальных семействах Монтекки и Капулетти оказались тщетными. Существует еще одна версия, по которой шекспировские Монтекки и Капулетти — это веронские Монтиколи и Даль Каппелло, которые враждовали в междоусобной войне в Италии в XII веке.

Но гостям прекрасного североитальянского города Вероны нет ни нужды, ни охоты разгадывать вековую головоломку и искать ответ на вопрос, жили ли здесь когда-нибудь настоящие Ромео и Джульетта. Ценители прекрасного во все времена предпочитают романтические сказки беспощадным голым истинам.
Никто и никогда не сможет доказать, что Ромео и Джульетта действительно жили на свете. Но так ли уж это важно, если гений стихотворца способен обессмертить даже тех, кто не жил?

История пятая. Модный приговор Средневековья.

Как одевались в XIV и XV веке? В чем должен был быть одет юноша, чтобы произвести впечатление на девушку? И как долго и туго приходилось девушке шнуровать платье? Что было в моде, а что безвозвратно устарело?

В гардероб юноши входила белая рубашка из тонкого полотна — камича (camicia), на которую надевалось нечто вроде небольшой куртки или безрукавки — соттовесте, брагони, фарсетто (sottoveste, bragoni, farsetto) — часто с петельками на проймах, что давало возможность присоединить любые рукава. Шов на рукавах куртки скреплялся в нескольких местах шнурком, и белые складки рукавов рубашки изящно выглядывали из разрезов. Верхняя накладная одежда знатных юношей называлась претина (pretina) — подобие удлинённого жилета. Боковые части претины не были сшиты, в талии её перетягивали узким мягким пояском, подчёркивая стройность фигуры. Цвет претины всегда подбирали отличным от цвета основной одежды.

Длинную одежду носили пожилые итальянцы, должностные лица, учёные, духовенство и монашество. В среде венецианской аристократии существовал обычай, диктующий юношам старше 14 лет носить длинную одежду с широкими рукавами, чтобы умерить юношескую непоседливость и выработать плавную походку и красивую осанку, но обычаю этому мало кто следовал, предпочитая короткий рукав длинному (юношеское бунтарство, видимо).

Ноги обтягивали узкими длинными штанами кальце(calze) из эластичного сукна, которые иногда делали асимметричными по цвету, продолжая традицию Средневековья. Пикантной особенностью таких штанов был пристёгивающийся клапан — брегессе (breguesse). Впрочем, мода на него быстро прошла.

Очень большое внимание рукавам уделялось и в женском платье. На тонкую рубашку женщина надевала подобие современного платья, которое называлось у итальянцев котта (cotta). Котта могла иметь несколько пар рукавов разных цветов, они соединялись шнуровкой с проймами или их пристёгивали булавками. Рукава имели прорези, сквозь которые выпускались белые буфы рубашки. Иногда рубашку окрашивали в кремовый цвет при помощи слабого настоя шафрана или украшали вышивкой. Модным в то время был упелянд (huppelande) — вид верхней одежды, который имел широкие колоколообразные рукава, обычно вырезанные по краю фестонами или отделанные мехом.

Лица
Актеры
Режиссеры
Видео
  • Чума на оба ваших дома