Юрий Наместников: «Время женщин» - история про всех нас

Юрий Наместников: «Время женщин» - история про всех нас

все новости

Художник Юрий Наместников - известный российский сценограф. Выпустил почти 80 спектаклей как художник-постановщик и автор костюмов в родном Саратовском государственном академическом театре имени И.А. Слонова, активно работает на сценах в России и за рубежом. Вместе с режиссером Мариной Глуховской они сделали уже несколько спектаклей. «Время женщин» по роману петербурженки Елены Чижовой - новая постановка творческого тандема режиссера и художника. С нее в Алтайском краевом театре драмы имени В.М. Шукшина 14 сентября стартует театральный сезон. Недавно Юрий Наместников приехал в театр, чтобы принять участие в репетициях, монтаже декораций и примерке костюмов, а также поделиться с будущими зрителями некоторыми секретами своей новой работы.

О романе «Время женщин»

- С режиссером Мариной Глуховской мы сотрудничаем очень давно и обсуждаем возможные будущие постановки вне зависимости от конкретного театра. Несколько лет назад Марина предложила почитать роман как материал для следующей работы, и мне сразу стало понятно, что мы будем его ставить. Это очень тонкая, добрая и трогательная история. Как любая настоящая история – это история про всех нас, про страну, где жили наши родители и бабушки, где родились и росли мы. Я увидел в ней прежде всего человеческие судьбы, которые автор замечательно прорисовал: без пафоса, без назидательности учебника, похожие на твои личные воспоминания. В романе нет хэппи-энда, но при этом он очень позитивный он начала до конца по своей тональности, по языку. Надеюсь, и спектакль получится таким же.

Об образе города и затмения на афише

- Образ Петербурга-Ленинграда очень важен в сценическом решении постановки. Зрители увидят его не только на афише, но и в самом спектакле. Нельзя сказать определенно, Петербург это или Ленинград, сегодняшний это город или город 50-летней давности, потому что понятие о нем у каждого меняется и вместе с тем остается вечным. 20-ый век был во многом разрушительным для истории, несмотря ни на что Петербург сохранился как нечто единое. Это одна из центральных идей произведения. Неслучайно на сцене так много живого дерева. Это деревянные поверхности и деревянные фактуры, причем не бутафорские, а настоящие, похожие на высушенные палубные доски, символизирующие древо жизни, оторванное от корней, но живое. И так каждая деталь - дышит и о чем-то рассказывает зрителю. Если говорить о затмении, то мы постоянно недовольны своей жизнью, собой, вчерашним или завтрашним днем – это в нашей человеческой природе. Общее состояние затмения и желание выйти из него – это тоже наша человеческая потребность. Поэтому в спектакле мы не просто хотим показать, что было 50 лет назад. Нам интересно и важно понять, как прошлое отражается в сегодняшнем дне, как мы его воспринимаем и почему живем так, а не иначе.

О конкретности и условности на сцене

- Я убежден, что самые интересные оригинальные решения рождаются в условиях определенных рамок, в том числе технических, которые ставит перед собой каждый художник. Способ существования, избранный нами на «Времени женщин», обусловлен необходимостью динамичных пространственно-временных переходов, постоянных смен места действия и настроения. В очень простой условной сценической среде мы постарались, чтобы перед зрителем тем не менее возникали совершенно конкретные картины, созданные с помощью деталей, света, видеоряда и музыки. Геометрические формы, отсутствие опознаваемой по времени мебели позволяют спокойно переходить из одного времени в другое, из одного возраста героини в другой, не сильно при этом меняя декорации. При том, что сценография довольна условна, у нас достаточно точное воспроизведение костюмов нескольких эпох конца 50-х, 60-х и 70-х годов, связанных в воспоминаниях главной героини. В отношениях между персонажами старшего и молодого поколений история костюмов, на мой взгляд, очень важна. С одной стороны, костюмы настраивают и направляют восприятие зрителя в нужном временном ключе, с другой стороны, это ведь не музейные экспонаты, а результат некоторой адаптации и стилизации. Но для меня принципиально важным было максимально приблизить вещи к подлинным, поэтому для их изготовления использовались настоящие модные журналы того времени. Если бы мы рассказывали о мушкетерах, это бы меня не очень волновало. А эпоха середины 20 века мне самому близка и понятна, она дорога и для многих наших зрителей.

О ружье на сцене, которое должно выстрелить

- Всех секретов премьеры я, конечно, раскрывать не буду, но некоторые моменты удивления для самих себя и для зрителей, связанные с трансформацией сценического пространства спектакля, мы готовим. Сейчас с режиссером как раз заряжаем все ружья, которые спрятаны до поры, чтобы спектакль получился интересным.

другие новости