+7(3852) 36-97-13 Купить билет
И.Б. Зингер

Последняя любовь

О спектакле

Одинокий миллионер и вдовец 82-х лет безбожник Гарри Бендинер давно живет воспоминаниями о прошлом. Самое лучшее, что с ним могло произойти, как он считает, уже давно случилось. Осталось единственное развлечение — ежедневный визит помощника и друга Марка Терцивера, который, в свою очередь, мечтает уехать в Израиль, чтобы прожить остаток дней и умереть на Земле Обетованной. Словесные пикировки друзей, которыми наполнена вся пьеса — это диалог о небесном и земном, о теле и душе, о жизни и смерти.

Желчный и веселый Гарри стоически и с истинно еврейским юмором преодолевает невзгоды случившейся с ним старости,
уже не ожидая никаких перемен. Однако судьба преподносит ему сюрприз — знакомство с новой соседкой по лестничной клетке.

А дальше разговор, смешные и страшные истории из жизни, светский ужин при свечах... Казалось бы вчера еще невероятное событие должно вот-вот произойти. Но Гарри предстоит еще найти ответ на главный вопрос...

Спектакль не о последней любви, а о той, которая поселилась в сердце давным-давно и по-прежнему живет там.

Постановочная группа

  • Режиссер-постановщик  -  Илья Ротенберг
  • Художник-постановщик, художник по костюмам  -  Надежда Осипова (г. Красноярск)
  • Художник по свету  -  Нина Киркова
  • Помощники режиссера  -  Ольга Назаренко, Марина Томиловская

Публикации в прессе: 

Российская газета — «Ротенберг поставил «Последнюю любовь»

«ВОКРУГ СПЕКТАКЛЯ» (5 историй до третьего звонка).

История первая. Зингер.

«Если опытом не делиться, то кому этот опыт нужен?» 

 И.Б.Зингер

Исаа́к Баше́вис Зи́нгер (1904-1991 гг.). Жил и работал в Нью-Йорке. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1978).

Писал на идише. Родившийся в польском местечке, он стал гордостью американской литературы, где награждён множеством национальных премий. Кредо Зингера — «быть верным своим корням». И потому все его книги вырастают из знакомого ему до мельчайших деталей быта еврейских местечек, из богатейшего национального фольклора с его фантастическими, порой жутковатыми персонажами, из религиозно-мистической традиции еврейского народа.

Были великие писатели, не получившие Нобелевской премии
(Лев Толстой, Шолом-Алейхем), но не было Нобелевской премии, доставшейся случайно. Это — общечеловеческое признание. И Зингер — прекрасное тому подтверждение.

Герои Зингера — люди как люди: они грешат и молятся Богу, спорят обо всём на свете и в нелёгких трудах добывают кусок хлеба, изучают Талмуд и занимаются любовью, подшучивают над собой и ждут прихода Мессии. По меткому выражению одного из критиков, «...страсти овладевают его героями неожиданно и неотвратимо, хотя холод вечного сомнения редко покидает их».

Нобелевская премия по литературе 1978 г. была присуждена Зингеру «за эмоциональное искусство повествования, которое, уходя своими корнями в польско-еврейские культурные традиции, поднимает вместе с тем вечные вопросы».

«Когда я был мальчиком и рассказывал разные истории, меня звали лгуном, — вспоминал Зингер в одном интервью через несколько лет после получения Нобелевской премии. — Теперь же меня зовут писателем. Шаг вперед, конечно, большой, но ведь это одно и то же».

История вторая. Джон Зорн.

Джон Зорн (John Zorn) — общепризнанный абсолютный лидер авангардной музыки, точнее, так называемого Даунтаун-авангарда, сложившейся в Нью-Йорке в последние 30 лет школы новой импровизационной музыки, в которой перемешиваются всевозможные влияния и элементы музыкальных культур всего света и всех времен. В жанровом разнообразии Зорну нет равных. От неоакадемической музыки до пост-панка, nu-metal, шумовой музыки и электроники. И во всех этих сферах Зорн — музыкант номер один. Зорн является создателем-гуру движения «Радикальная еврейская культура»; создателем, владельцем и продюсером Tzadik (Цадик), одного из основных авангардных рекорд-лейблов в мире.

Джон Зорн родился 2 сентября 1953 года в Нью-Йорке. С конца 70-х он начал сочинять музыку. В первых альбомах «Pool» (1980) и «Archery» (1982) запись состояла из странных звуков, напоминающих щелчки, свисты, скрипы и постукивания.

В поиске новых форм Зорн занимался не только искажением звука, но и переделкой мелодий знаменитых композиторов. «Под раздачу» попал Эннио Морриконе. Результат получился ошеломляющий! Итальянский маэстро, прослушав альбом «The Big Gundown» (1986), был потрясен: «Многие люди играли мои вещи по-своему, но никто из них не делал чего-либо подобного».

Зорн часто писал саундтреки — не только к реальным, но и к вымышленным фильмам. Его музыка звучит в картинах
Жан-Люка Годара, Дэвида Кроненберга, Уолтера Хилла, Рауля Руиза, Хироки Рюичи. Особое предпочтение Зорн отдает порнофильмам и мультфильмам — видимо, они дают широкое пространство для фантазии и экспериментов со звуком.

За долгие годы активной музыкальной деятельности Джона Зорна вышло около 230 альбомов, композиции с которых либо сочинены им, либо записаны при его участии в качестве саксофониста. С ним играли «шизанутые» музыканты со всех концов света: от японских молодежных хардкоровых групп до Сергея Курехина и Валентины Пономаревой. В чем харизма этого с виду безобидного субъекта с очками на носу? «У меня репутация тирана», — таков вариант Зорна. Однако каждый из его слушателей может предложить свой...

История третья. О памяти и камнях.

Издавна существует традиция класть на могилы умерших евреев камни. Почему? Объяснений тому множество, от вполне прозаических и прагматичных до философских, обобщающих многовековой человеческий опыт.

Известный бард дает свою версию:

Александр Городницкий

Много раз объясняли мне это, и все же неясно пока мне, -
Почему не цветы на могилы евреи приносят, а камни?
Потому ли, что в жарких песках Аравийской пустыни,
Где в пути они гибли, цветов этих нет и в помине?

Потому ли, что там, где дороги души бесконечны,
Увядают цветы, а вот камни практически вечны?
Или в том здесь причина, что люди стремятся нередко,
Снявши камень с души, передать его умершим предкам?

Потому ли, что Бог, о идущих к нему вспоминая,
Эти камни горячие сыпал со склона Синая,
Где над желтой рудой, в голубой белизне пегматита
Прорастали слюдой непонятные буквы иврита?

Может быть, эти камни — осколки погибшего храма,
Что немало веков сберегают потомки упрямо?
К ним приходят потом, как к стене неизбывного плача,
Вспоминая о том, кто уже невозвратно утрачен.

А скорее, и в этом, возможно, основа идеи,
Эти камушки — часть каменистой земли Иудеи,
Чтобы всюду усопшие, где бы они ни лежали,
Вспоминали Отчизну, откуда их предки бежали.

Много раз объясняли мне это, и все же понять я не в силах,
Почему только камни лежат на еврейских могилах?
Я не знаю причины, но, верный традициям этим,
И холодной зимой, и неласковым питерским летом
На Казанское кладбище, к старой раскидистой ели,
На могилу родителей камни несу я в портфеле.

Никаких не скажу над могилой родительской слов я, -
Принесенные камни у их положу изголовья,
Постою над плитой, над водою невидимой Стикса,
Подчиняясь крутой позабывшейся воле инстинкта.

И когда под плиту эту лягу я с предками рядом,
Под осенним дождем, под весенним прерывистым градом,
Принесите мне камушки тоже — неважно какие,
Но желательно все же, чтобы был среди них рапакиви*.

Потому что порвать не могу я связующей нити
С этим городом вечным, стоящим на финском граните,
Где родился когда-то и вновь, вероятно, усну я,
Чужеродную землю наивно приняв за родную.

*рапакиви — разновидность гранита. На монолите из этого гранита установлен «Медный всадник», из него высечена и Александровская колонна на Дворцовой площади
Санкт-Петербурга.

История четвертая. Бобби Фишер.

Роберт (Бобби) Джеймс Фишер ( 9.03.1943, Чикаго, США — 17.01.2008, Рейкьявик, Исландия) — один из самых ярких и выдающихся шахматистов своего времени, одиннадцатый чемпион мира по шахматам (1972-1975).

Когда Роберту было шесть лет, сестра научила его играть в шахматы. Увлечение полностью отвратило Роберта от общения со сверстниками (он воспринимал только тех, кто мог играть с ним в шахматы, а среди сверстников таких не было). Великолепная память позволила ему изучить немецкий, русский, испанский и сербскохорватский языки, иностранную шахматную литературу он читал в оригинале. Уже в 1957 году, в возрасте 13 лет, Роберт Фишер завоевал титул чемпиона США среди юниоров, а в 14 лет стал чемпионом США — самым молодым за всю историю. В 1958 году в возрасте 15 с половиной лет он стал самым молодым в истории шахмат гроссмейстером. У себя на родине Фишер был абсолютно недосягаем: 8-кратный чемпион США, возглавлял команду США на Всемирных олимпиадах 1960, 1962, 1966, 1970 гг.

Фишера постоянно сопровождали скандалы, он всегда старался поставить себя выше других участников соревнований, требовал привилегий, нарушал регламент, причём часто делал это грубо и демонстративно. В среде шахматистов Фишера очень уважали за выдающиеся успехи и осуждали за экстравагантность. Фишер, требуя идеальных условий и повышения гонораров, в действительности много сделал для улучшения турнирного быта и повышения благосостояния ведущих шахматистов. Благодаря запросам Фишера размер призового фонда матча на первенство мира по шахматам значительно вырос. По этому поводу Борис Спасский шутил: «Фишер — наш профсоюз». Сам Фишер говорил: «Я добьюсь того, чтобы к шахматам относились с не меньшим уважением, чем к боксу. Сколько бы ни запросил Мохаммед Али за своё очередное выступление, я потребую больше».

В Рейкьявике в 1972 году состоялся матч на первенство мира с Борисом Спасским, который закончился победой Фишера. Призовой фонд матча впервые в истории шахмат составлял 250 000 долларов.

После того, как Фишер стал чемпионом мира, его встречали в США как национального героя. Он был приглашён президентом Никсоном на званый обед в Белый Дом, но отказался от приглашения, сказав: «Терпеть не могу, чтобы все мне смотрели в рот, когда я жую».

Последняя партия матча со Спасским стала последней официальной партией, сыгранной Фишером. После завоевания титула новый чемпион ни разу не выступал в серьёзных турнирах. По свидетельствам знавших его людей, получение титула лишь обострило самолюбие нового чемпиона, и даже мысли о возможности поражения были для него крайне болезненны.

Не придя после длительных и тяжёлых переговоров к соглашению о порядке проведения матча на первенство мира с Анатолием Карповым, Роберт Фишер отказался играть этот матч.
3 апреля 1975 году ФИДЕ лишило Фишера чемпионского звания и объявило новым чемпионом Карпова.

В 1992 году югославский банкир Е. Василевич предложил Фишеру организовать коммерческий матч-реванш с Борисом Спасским и экс-чемпион неожиданно согласился. Призовой фонд матча составил 5 миллионов долларов США. Матч проходил на условиях, выдвигавшихся ранее Фишером для матча с Карповым: до 10 побед. Матч состоялся, и Фишер победил в нём со счётом 10:5. Тогда и впоследствии Фишер называл этот матч «матчем на первенство мира», подчёркивая, что продолжает считать себя чемпионом, поскольку его так никто и не победил.

История пятая. «Играю роль...»

Народный артист РФ ГЕОРГИЙ ОБУХОВ, исполнитель роли миллионера Гарри Бендинера, так говорит о миссии своего персонажа: «Никогда, ни в каком возрасте нельзя отказываться от жизни в любом ее проявлении! Нельзя допускать мысль, что Бог тебя оставил, что любви уже быть не может. Пока ты живой, надо верить и любить! Любовь и Бог приходят только к тому, кто ждет их». «Мой герой забыл, что любовь бессмертна. А она живет в сердце, ее нужно только разбудить. Жизнь удивительно непредсказуема. История Гарри — яркий пример возвращения в любовь и к Богу. Тем более, что способность любить — это дар Господа».

ТАТЬЯНА КОРОЛЕВА, исполнительница роли Этели Брокелес, последней любви Гарри: «Мое впечатление или даже ощущение от этой женщины несколько метафорично: хрупкая бабочка пытается взлететь, но увы.. Причудливый узор на слабых крылышках стерт... И она тогда прыгает, чтобы последний раз взлететь. Думаю, нужно было жить и ждать: рана затянется, боль притупится». «Такие женщины, как Этель Брокелес, редко встречаются в современном мире. Она из тех, кто не умеет жить
без любви, не умеет забыть ее. И когда умирает муж, она не способна выстроить свою жизнь заново с другим человеком, как бы этого ни желала».

ВАДИМ СИНИЦЫН определяет своего героя Марка Терцивера, друга и помощника Гарри, одной фразой: «Если ты любишь, значит, Бог в твоем сердце, он не оставил тебя». «Марк Терцивер — счастливый человек. У него есть любимая им и любящая его семья, в которой царит полное взаимопонимание. Кроме того, он счастлив тем,
что точно знает, что такое настоящая мужская дружба. Ради своего друга Гарри Марк способен на многое».

ГАЛИНА ЗОРИНА играет роль Розалии, последней жены Гарри, умершей 20 лет назад. Роль без слов, но этот персонаж важен
для понимания спектакля. Какой видится героиня артистке? «Мой персонаж Розалия живет в воспоминаниях Гарри. Очень часто близкие люди, даже ушедшие в другой мир, незримо остаются рядом с нами... Настоящая любовь всегда предполагает прощение. Это и есть главный повод появления на сцене Розалии».


Видео
  • Трейлер Последняя Любовь