Точка отсчета
Точкой отсчета театрального времени В. М. Шукшина стал 1974 год — последний год его жизни
Первооткрыватель «Театра Шукшина» — режиссер Гончаров А.А., осуществил первую инсценировку и постановку шукшинских рассказов в 1973 году, на учебной сцене ГИТИСА.
Прозу Шукшина для сцены открыл выдающийся театральный режиссер Андрей Александрович Гончаров. Он осуществил первую инсценировку и постановку шукшинских рассказов еще в 1973 году на учебной сцене ГИТИСА. Позднее студенческий спектакль под названием «Характеры» был включен в репертуар Малой сцены Московского академического театра драмы им. В.М. Маяковского. Точкой отсчета театрального времени В.М. Шукшина стал 1974 год — последний год его жизни, когда Шукшина начали ставить повсеместно.
В мае 1974 года в Ленинграде в Большом Драматическом Театре состоялась премьера первой шукшинской повести для театра «Энергичные люди» в постановке Георгия Александровича Товстоногова.
В театральном сезоне 1974–1975 гг. спектакли «Характеры» и «Энергичные люди» уже играли в 25 театрах страны.
Во второй половине 1970-х г.
В репертуар российского драматического театра входят и утверждаются новые произведения В.М. Шукшина
Среди них повести для театра «Точка зрения», «А поутру они проснулись», «До третьих петухов», «Я пришел дать вам волю». Театральную интерпретацию получают киносценарии «Там, вдали», «Брат мой», «Калина красная». Инсценируются для сцены романы Шукшина «Я пришел дать вам волю» и «Любавины». По мотивам рассказов Шукшина создаются и ставятся на профессиональной сцене пьесы «Беседы при ясной луне» В. Иванова, «Товарищи-граждане» С. Михалкова, «Нам бы про душу не забыть» Г. Дробота, многие одноактные пьесы.
В мае 1974 года в Ленинграде, в Большом Драматическом Театре состоялась премьера первой шукшинской повести — «Энергичные люди» в постановке Товстоногова Г.А.
В театральном сезоне 1974–1975 гг. спектакли «Характеры» и «Энергичные люди» уже играли в 25 театрах страны.
Вровень с классиками
Василий Шукшин — в числе авторов, у которых пять и более пьес ежегодно ставятся на сценах театров страны и произведения которых посмотрели более 1 млн. зрителей. За одно только десятилетие В.М. Шукшин становится лидером театрального репертуара России. По сведениям ВААП за период 1981-1985 гг. на российской театральной афише значилось 28 произведений Шукшина, суммарное количество шукшинских спектаклей за эти годы — 8568, количество зрителей, посмотревших эти спектакли — 4 493 600 человек, среднестатистическое число зрителей на одном спектакле — 524! По своей популярности произведения Шукшина в театральном репертуаре выходят на первое место, оставляя позади самые известные пьесы Арбузова и Розова, а из классиков — равняясь только с Горьким и Островским.
Многие спектакли по произведениям В.М. Шукшина становились спектаклями-долгожителями. 15 лет прожил на сцене БДТ спектакль «Энергичные люди», более 10 лет — спектакли «Беседы при ясной луне» в Малом театре, «А поутру они проснулись» в «Современнике», «Я пришел дать вам волю» в Молодежном театре Спесивцева на Красной Пресне и «Степан Разин» в театре им. Евг. Вахтангова.
Новое время – новый Шукшин
К началу 1990-х гг. шукшинский репертуар постепенно сходит со сцены. Новая действительность, другие жизненные обстоятельства затушевали шукшинских героев, гипноз самой личности Шукшина, трагедию его судьбы. «Мода на Шукшина» прошла. Лишь немногие театры страны остаются верны шукшинским темам. Среди них — Ярославский академический театр драмы им. Ф. Волкова, Томский театр драмы и театры Алтая, Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина, Алтайский краевой театр для детей и юношества, Бийский городской драматический театр, играющие и ставящие Шукшина и в 1990-е гг. В репертуаре столичных театров шукшинских спектаклей на протяжении 1990-х не значилось.
Возрождение «театра Шукшина» началось только в первые годы нового тысячелетия. Новые спектакли по произведениям Шукшина появились в репертуаре московских и петербургских молодежных и экспериментальных театров, театров-студий, антрепризных актерских объединений. На сцену пришли совсем другие шукшинские произведения, ранее не инсценировавшиеся: «Сны матери», «Боря», «Материнское сердце», «Охота жить» и другие. Ранее популярные на сцене произведения Шукшина ныне практически не ставятся.
Театр Шукшина заявляет о себе сегодня в новом качестве — мощной силой его философской мысли, неизбывной шукшинской болью за Человека на этой земле. Театр заново открывает для себя Шукшина.
Фотографии предоставлены Всероссийским мемориальным музеем-заповедником В.М. Шукшина