Творческий путь начал в 1936 году в труппе Барнаульского драматического театра. Затем работал в театрах Сибири и Дальнего Востока. Вернулся в труппу Алтайского краевого театра драмы в 1974 году.
За 70 лет театральной деятельности Алексей Николаевич Самохвалов сыграл около 300 ролей, поставил 40 спектаклей.
Награжден специальным призом первого театрального фестиваля "Сибирский транзит" "За верность профессии и яркую актерскую индивидуальность" (2001), медалью "За добро и славу" Кемеровской области (2005), медалью "За заслуги перед обществом" Алтайского края (2007), лауреат Специальной премии "За честь и достоинство" Театрального фестиваля-конкурса "Ново-Сибирский транзит" (2010 г.).
ПАТРИАРХ БАРНАУЛЬСКОЙ СЦЕНЫ
Алексей Николаевич Самохвалов родился 27 марта 1922 года в Тюмени. Его семья перебралась в Барнаул, когда Алексею было одиннадцать лет. Учился Алексей Самохвалов в 42-ой барнаульской средней школе.
Осенью 1936 года в выпускном классе школы появился художественный руководитель Барнаульского драматического театра В.В. Познанский. Для массовых сцен в новую постановку театра - спектакль «Алькасар» - режиссер подбирал молодых, рослых и красивых ребят. Алексей Самохвалов оказался первым из приглашенных в спектакль, и единственным из однокашников, кто навсегда связал свою судьбу с театральной сценой. Бессловесная роль бойца-республиканца восставшей Испании в «Алькасаре» стала началом творческой биографии артиста.
Он играл на сцене барнаульского театра весь сезон 1937-1938 гг., совмещая занятия в школе с новыми и новыми ролями, среди которых стали появляться и роли «со словами» - Нищий в «Царе Федоре Иоанновиче», Комендант в «Гибели эскадры», Начальник станции в «Анне Карениной».
По рекомендации В.В. Познанского Алексей поступает в драматическую студию Новосибирского театра «Красный факел», занимается у В.П. Редлих, режиссера, возглавлявшего и театр, и студию. После первого года учебы, отдыхая на каникулах дома, в Барнауле, узнает, что открывается первое на Алтае Театральное училище, и, не раздумывая, подает свои документы в приемную комиссию.
Первый актерский курс в Барнауле был молодым, веселым и талантливым. Руководил курсом главный режиссер драматического театра Н.П. Николаев, среди педагогов Театрального училища были ведущие актеры театра С.Б. Рабинов, В.И. Володин, режиссер В.В. Королевич, и потому студенты утром занимались в учебных аудиториях, а вечерами играли в массовках в спектаклях театра. В актерском классе Алексей Самохвалов репетировал Чацкого, играл отрывки из пьес Чехова и Гольдони, а на практике в театре - роли маленькие, незаметные. Но каждую свою роль играл он увлеченно и самозабвенно, потому что театр был его страстью, его жизнью и его будущим.
В июле 1941 года в Алтайском краевом Театральном училище начались зачеты и экзамены за второй курс. Алексей Самохвалов успел сдать на «отлично» только мастерство актера. Оценки по другим дисциплинам так и не были выставлены - началась война. В одночасье Театральное училище было закрыто, актерский курс разметало по стране. А. Самохвалов был призван в ряды РККА, учился в военной школе, служил в московских внутренних частях. Театр был с ним и в этой военной жизни: он руководил художественной самодеятельностью в армейском клубе, ставил пьесы, в «Русских людях» К. Симонова сам сыграл Сафонова. Демобилизовался в 1945 году и сразу поступил в театр.
Первая послевоенная сцена молодого актера А.Н. Самохвалова была во Фрунзе, там проработал он три театральных сезона, а в 1948 году вернулся домой, в Барнаул. В родной театр попал не сразу, вначале работал директором и художественным руководителем в Барнаульском клубе железнодорожников.
На сцене Алтайского краевого драматического театра актера Самохвалова зрители увидели впервые в большой, «настоящей» роли в 1954 году. Созданный им образ Шока в спектакле-водевиле «В сиреневом саду» Ц. Солодаря был яркой и точно бьющей в цель сатирой на интригана и жулика, маскирующегося под активного и преданного делу работника. Роль Шока принесла актеру первый большой успех и на несколько лет определила его амплуа. Основными в репертуаре А.Н. Самохвалова в 1950-е годы были острохарактерные, комедийные роли: Ян Двали в комедии В. Киршона «Чудесный сплав», Милорад в сатирическом спектакле по пьесе Б. Нушича «Доктор философии», Нетудыхата в «Не называя фамилий» Минко, Афанасий в пьесе В.Розова «В добрый час». Пробой сил, первыми эскизами сильных драматических характеров стали для актера роли Дзержинского в «Кремлевских курантах» Н. Погодина, Алексея в «Оптимистической трагедии» В.С. Вишневского, Годуна в «Разломе» Б. Лавренева. Барнаульская сцена дала А.Н.Самохвалову возможность совершенствовать свое мастерство в ролях разного плана, которых сыграно было актером за восемь лет работы в Алтайском краевом театре драмы более сорока.
В 1958 году артист принимает приглашение вступить в труппу Камчатского областного драматического театра. Там, на Дальнем Востоке, в городе Петропавловске-Камчатском, на театральных афишах впервые появляется имя Самохвалова-режиссера. Несмотря на плотную актерскую занятость (он играет почти во всех спектаклях репертуара), А.Н. Самохвалов осуществляет несколько режиссерских постановок и защищает диплом Высших режиссерских курсов.
Жажда новых творческих впечатлений, стремление к большой и трудной работе и боязнь актерской «оседлости» не позволяют артисту А.Н. Самохвалову на долгие годы «прикрепиться» к одной сцене. С Камчатки он уезжает в Кемерово, где в областном драматическом театре им. А.В. Луначарского театральная судьба преподносит ему и первый, трудный педагогический опыт художественного руководителя и преподавателя актерского мастерства в Театральной студии, и новые режиссерские постановки, и ответственейший пост директора театра, и труднейшие, этапные в творчестве актера роли. А.Н. Самохвалов сыграл на кемеровской сцене Адама в «Божественной Комедии», Присыпкина в «Клопе», Дона Алонсо в «С любовью не шутят», Тетерева в «Мещанах» и Горького в «Грозовом годе». Выдающейся актерской работой А.Н. Самохвалова стал брехтовский герой «Трехгрошовой оперы» Мекки-Нож.
В конце 1960-х гг. А.Н.Самохвалова приглашает русский драматический театр г. Орджоникидзе. На сцене этого театра он играет Арбенина в «Маскараде» Лермонтова - роль, о которой мечтал еще в юности. Но ни эта роль, ни положение ведущего актера республиканского театра не могут удержать А.Н. Самохвалова на одном месте, и он вновь в Сибири, на сцене театра своей родины - Тюмени. В репертуарном листе актера Тюменского областного драматического театра А.Н. Самохвалова за сезоны 1971-74 гг. значатся роли, сыграть которые под силу только крупному мастеру: Ермак в одноименной пьесе М. Бударина, Зыков в горьковских «Зыковых», князь Долгорукий в «Степане Разине» А. Чапыгина, Барклай де Толли в «Денисе Давыдове» В. Соловьева, генерал Недосекин в пьесе А. Софронова «Наследство»№.
Наступила пора творческой зрелости, сценического мастерства, и артист Алексей Николаевич Самохвалов возвращается на сцену Алтайского государственного театра драмы, теперь уже навсегда. Этой сцене, которая вывела его в актеры, отдает А.Н. Самохвалов все свое существо, свой большой талант и фанатичную любовь к профессии.
В 1979 году Алексею Николаевичу Самохвалову Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР» и вручена правительственная награда - медаль «За трудовую доблесть».
За 40 лет на сцене Алтайского театра драмы актер сыграл много ролей, лучшие из которых вошли в золотой фонд театрального искусства Алтая. Это Иван Грозный в «Василисе Мелентьевой» А.Н. Островского и Чепурин в спектакле по роману Г. Акулова «В лесах, за Волгой», Кэбот в пьесе О’Нила «Любовь под вязами» и шекспировский Антоний из «Зимней сказки», Аттилио в «Цилиндре» Эдуардо де Филиппо и Тевье-молочник в «Поминальной молитве» Г. Горина, Шилов в драме В.Черных «Превышение власти» и шукшинские герои: Простой человек из спектакля «Энергичные люди» и Поп-расстрига из «Верую… Верую! Верую…».
1990-е годы обогатили репертуар актера ролями из мировой классической драматургии. А.Н. Самохвалов сыграл величественного президента Фон Вальтера в трагедии Ф. Шиллера «Коварство и любовь», трудягу Энгстрана в «Привидениях» Г. Ибсена, «Честную душу», ростовщика Потапа Ивановича Лоскуткова в спектакле «Семь копеек экземпляр» по пьесам А.Н. Некрасова, мудрого и простодушного старика Ферапонта в драме А.П. Чехова «Три сестры».
На протяжении многих лет А.Н. Самохвалов плодотворно занимался театральной режиссурой, на сцене театра драмы в его постановке были осуществлены 6 спектаклей для детей: «Конек-горбунок» П.Ершова (1966), «Два клена» Е.Шварца (1976), «Королевство кривых зеркал» В.Губарева и А.Успенского (1977), «Зайка-зазнайка и три поросенка» С.Михалкова (1983), «Лапти-самоплясы» М.Иванова и Я.Хомутова (1991). Одна из последних постановок А.Н. Самохвалова – сказка-притча «Горя бояться – счастья не видать» С. Маршака (1988) – более восьми лет успешно шла в репертуаре театра.
Творческий путь актера, начавшийся более семидесяти лет назад на сцене нашего театра, продолжался практически до последних дней. Последний раз Алексей Николаевич вышел на сцену родного театра 10 декабря 2016 года в спектакле «Пиковая дама».