Путь его к творческому самоутверждению был труден и тернист. Он познал бремя тревог, неуверенности в себе, демона сомнений, столь свойственных профессии актера. Ему удалось испытать энтузиазм новичка и премьерный шок, сложные эмоции и страхи новой роли, горечь неудачи и невыразимую радость открытий.
Дементий Гаврилович Паротиков: «Театр — моя жизнь, в нем я черпаю силы и убежден, что одно из величайших предназначений театра — показать, как прекрасна наша земля и какое это счастье — быть на ней человеком, жить с душой, открытой солнцу и людям».
Д.Г.Паротиков родился в с. Шадрино Алтайской губернии.
В Барнауле закончил семилетку и курс школы ФЗО. Четырнадцатилетним пареньком попал Дементий Паротиков в цирковую труппу, учеником знаменитого воздушного акробата Джованни (Ф. Конева). Но в 1944 году эвакуированный в наш город цирк уехал, и Дементию предстояло искать себе новой судьбы.
Из актерской анкеты:
Шла Великая Отечественная война. Жить было не на что. Пришлось бросить учебу и искать работу. В канун лета 1944 года узнал о приеме молодежи в театральную студию при Алтайском краевом театре драмы. Был допущен до экзаменов. Из семидесяти шести экзаменовавшихся были приняты только трое, в том числе и я. Об актерской профессии никогда не мечтал, ибо не имел о ней ни малейшего представления.
Студию набирал Илья Григорьевич Боров, новый художественный руководитель театра. Он создавал ее не только ради «укомплектования» сильно поредевшей за военные годы труппы, а во имя будущего театра, уже имеющего свою историю и свои театральные традиции, которые должны сохраняться и обогащаться теми, кто придет на смену старым мастерам.
Аттестата о театральном образовании студия не выдавала. Аттестатами Дементия Гавриловича Паротикова стали сыгранные им роли.
Сколько их было, этих безымянных и почти бессловесных ролей-«приготовишек»! Бегал в «слугах Кащеевых» и вышагивал в «лакеях», пел и плясал в «цыганах» таборного хора и маршировал в «солдатах» и «матросах». Шофер, счетовод, шахтер, милиционер, военный переселенец, студент... Интереснейшие они были, эти малюсенькие, в один-два выхода, в несколько реплик, эпизодические или вовсе «из массовки» роли, и ни одна не походила на другую, и каждая требовала своей, только своей жизни! О том, что педагоги студии прочили его в «молодые герои», Дементий Паротиков и не думал, роли свои любил и играл их с удовольствием, наслаждаясь каждой минутой пребывания на сцене.
Из актерской анкеты:
Роли театрального образования в формировании актерской индивидуальности отдаю должное и считаю такое образование необходимым, но не главным. В актерской профессии никаким дипломом прикрыться нельзя. Зрителю интересен артист, который может творить на сцене, а не его диплом. Теоретическая подготовка важна, но актер становится актером только тогда, когда он на практике постигает все сложности актерского мастерства. Я получил студийное образование. Студийные занятия сочетались с богатой практикой, она-то и дала мне возможность добиться чего-то на сцене.
Первой «ответственной» ролью молодого актера стала роль лейтенанта Сергея Ковалевского в пьесе «Мирное утро». Это был тот самый «молодой герой», в новой, с иголочки, офицерской форме, красивый, статный, мужественный. Но не успев осознать вступление в предрекаемое ему амплуа, артист уже «влюблялся» в новые свои роли — трогательных и порой незадачливых персонажей «второго плана» из пьес Островского, Чехова, Гольдони. А однажды — это было в 1951 году — получил в сказке «Аленький цветочек» роль Бабы-Яги.
В начале сезона 1954-55 года, его «юбилейного», десятого сезона в театре, главный режиссер вручил ему толстую тетрадку с ролью Андрея, главного героя только что созданной, но уже знаменитой пьесы В. Розова «В добрый час». Работа над образом столичного юноши из профессорской семьи, с виду — балаболки, а внутри — мучительно ищущего свой путь в жизни, была не из легких для Дементия Паротикова, но работалось светло и радостно, как будто вместе с рождением его Андрея, открывался и ему горизонт будущего. Впервые в жизни ощутил он в этой роли свободу, силу на сцене, право на творчество и настоящее наслаждение от него. Впервые в жизни вдохнул он полной грудью ароматы зрительских впечатлений — аплодисменты, смех, участие и сопереживание сотен сердец вместе с ним, артистом и его героем. С той поры, наверное и появилась эта невероятная жажда работы, новых ролей, новых знаний и открытий, которая не оставляет актера и сейчас.
Из актерской анкеты:
С первых дней пребывания в театре я начал понимать, что труд актера сложный и нелегкий, что нужно много трудиться, чтобы достичь чего-то. Ни занятиях в студии, во время репетиций на сцене и участия в спектаклях передо мной открывался новый мир, мир театрального существования. Он все больше и больше увлекал меня, и я начал понимать, что без театра не представляю своей жизни. Актеры старшего поколения говорили нам, молодым, что тот, кто хоть раз «вдохнул театральной пыли », тот отравлен театром на всю жизнь. Это действительно так.
Над своими ролями артист Паротиков трудился до самозабвения, не считаясь ни с усталостью, ни со временем, отрывая его от ночного отдыха и молодых развлечений. Он постигал великую школу театра — Шекспира, Шиллера, Гольдони, Гоголя, Островского, Бальзака, Лопе де Вега, Толстого, Чехова, Достоевского, Горького... Роли, которые он играл в их пьесах, учили его мастерству актера, потому что сыграть роль в великих творениях под силу только мастеру. Испанский идальго Дон Сезар де Базан, дворянин из Вероны Петруччио, князь Василий Шуйский, шекспировский Король Леонт и шиллеровский Президент, Александр Адуев и Петя Трофимов, Дормидонт и Кречинский, Юсов и Васильков, Коломийцев и Мастаков — герои классического репертуара, образы которых воплотить на сцене удается не каждому актеру. У Паротикова эти герои — отважные или хитрые, тираны или несчастные, добрые или злые, глупые или умные — все живые, настоящие.
Но особую славу актеру принесли роли героев-современников. В пьесах современных драматургов проживает он сотни жизней, побывав и летчиком, и моряком, и геологом и инженером, и корреспондентом, и судебным следователем, и ученым, и председателем колхоза... Сотни зрителей, сидящих в зале театра, узнавали е его героях самих себя, и сценический образ актера помогал им больше понять, глубже почувствовать жизнь. Сергей Серегин в «Иркутской истории» А. Арбузова, Мартьянов в «Совести» по роману Д. Павловой, Платонов в «Океане» А. Штейна, Карлос Бланко в «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. Боровика, Чешков в «Человеке со стороны» — все они были разными, по-разному жили и страдали, по разному побеждали и проигрывали, по разному любили... И артист старался правдиво и честно передать своим существом эти разные, сложные жизни своих современников.
Среди самых любимых зрителями ролей Дементия Паротикова были Григорий Мелехов в «Тихом Доне» по роману М. Шолохова и Федор Таланов в «Нашествии» Л. Леонова. На эти спектакли барнаульские театралы ходили по несколько раз сряду, наслаждаясь великолепной и правдивой игрой артиста.
В 1968 году Дементию Гавриловичу Паротикову было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР».
Важной жизненной и сценической вехой Д.Г. Паротикова стала роль Ленина. Он сыграл Владимира Ульянова еще юношей, в пьесе А. Попова «Семья», и потом играл его на протяжении почти сорока лет, в разных пьесах, раскрывающих образ вождя революции в разные периоды его жизни, всегда сложные и драматические. «Заря над Питером», «Кремлевские куранты», «Между ливнями», «Снега», «Именем революции»... Образ Ленина был знаменем советского театрального репертуара. Никто не спрашивал актера, сколько сил и таланта вкладывал он в создание этого образа, как непросто было репетировать, одеваться, гримироваться, выходить на сцену и ... жить, и быть правдивым, и верить. Иначе актер не мог. И зрительный зал внимательно слушал ленинские мысли, оживотворенные актером, и чутко следил, как аккуратно собирает «Ильич» крошки черного хлеба, падающие на полу пиджака, и замирал, когда Ленин-Паротиков, сжимая рукой сердце, медленно опускался в кресло... Зритель вставал в финале спектакля и пел «Интернационал», а на творческих встречах мальчишки, обступая актера, старались каждый коснуться краешка «ленинского» рукава. Это была строгая эпоха, и артист взял на себя величайшую для того времени ответственность, и ни разу не отступил, не дрогнул.
Были роли неожиданные, острохарактерные: Аристарх Петрович Кузькин, махровый спекулянт и ворюга из шукшинских «Энергичных людей», и шукшинский же философ-скопидом — «Хозяин бани и огорода», Нарком Орджоникидзе в пьесе «Чудак-человек» и капиталист Засыпкин в «Золотопромышленниках».
В 1979 году Дементию Гавриловичу Паротикову за высокие достижения в сценическом искусстве был удостоен почетного звания «Народный артист России».
«Почить на лаврах», если даже и захотелось бы, он не мог. Не дали бы новые роли, новые обязанности и ответственности, и старая привычка к труду: неустанному, кропотливому, добросовестному.
Лучшие роли народного артиста России Дементия Паротикова в 1980 — 1990-е годы: Король Леонт в «Зимней сказке» У Шекспира, Сталин в театральной дилогии «Дети Арбата» по роману А. Рыбакова, Лорд Мьюикл в «Кине IV», трагикомический образ Гарпагона, героя знаменитого творения Мольера «Скупой», Барк Купер в драме «Дальше тишина...».
Талант, труд и совесть — то настоящее, что отличает этого спокойного, мудрого и красивого человека и артиста, который более полувека состоит на верной службе театру своего времени, искусству своей страны, в провинциальном городе на Алтае.
Творческий путь длиною в целую жизнь... От студийца до ведущего мастера, театрального корифея. Пройдены все ступени восхождения к мастерству. Но все же каждая из почти трех сотен сыгранных народным артистом России Дементием Гавриловичем Паротиковым ролей — это кровь и плоть, частица жизни, и каждый его сценический герой — единственный, со своею собственной, неповторимою жизнью и судьбой.
Публикации в прессе:
- Театральная энциклопедия.
Т. 6. Ст. Паротиков Д.Г. М., 1967. - Энциклопедия Алтайского края.
Ст. Паротиков Д. Г. Барнаул, 1996. Т. 2. С. 268. - Энциклопедия «Барнаул».
Ст. Паротиков Д.Г. Барнаул, 2000. - О присвоении почетного звания народного артиста РСФСР Паротикову Д.Г.: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР
14 августа 1979. // Ведомости Верховного Совета РСФСР 1979. № 34 с. 688. - Паротиков Дементий Гаврилович.
Золотые страницы Алтая. Б.м. 1999. Т. 2. С 111. - Рудник И. Источник энергии.
Театральная жизнь. 1974. № 24 С. 18-19. - Свободная И.Н. Человек мира сего: Записки музейного работника по материалам личного фонда народного артиста России Д. Г. Паротикова.
Барнаул. 1995. № 3 С. 158-171. - Серебряный В.С. Дементий Паротиков.
Алтай. 1993. № 1. С. 145-150. - Серебряный В.С. Лицо театра.
Алтай. 1976. № 3. С. 58-64. - Пахомов В. Логарифмы творчества.
Театральная жизнь. 1981. № 14. С. 24-25.