«Как будто в храм попала!» Заведующая бутафорским цехом Любовь Ткаченко отмечает двойной юбилей: своё 75-летие и 40-летие работы в Театре драмы
все новостиБез неё и её цеха зрители бы не увидели ни одного спектакля. Ведь именно в бутафорском рождаются те самые детали, создающие атмосферу и необходимый антураж на сцене. 22 апреля Любовь Валентиновна Ткаченко отмечает 75-летний юбилей. И это не единственный повод для праздника. 40 лет назад «фея театральных мастерских» пришла в краевой театр драмы.
«Я всю жизнь сама что-то мастерила, - рассказывает Любовь Валентиновна. - Начинала, конечно, с костюмов ребячьих. Девчонкам своим шила, всё на себя шила, на детей шила. Окончила Технический университет, работала чертёжником. Так получилось, что в школе у детей мы организовывали утренники, я была в родительском комитете. А в школе работала жена директора театра драмы и посоветовала меня ему. Он меня и пригласил, потому что я на виду была. В театре нужен был бутафор. Я согласилась, пришла и полюбила эту работу навсегда».
Любовь Валентиновна запомнила первый день работы и ощущение, с которым и работает всю жизнь.
«Первое впечатление, что я в храм какой-то попала. Невероятное восхищение! – делится воспоминаниями заведующая бутафорским цехом. - В начале, словно по линеечке ходила. Затаив дыхание. Потом привыкла, втянулась в работу. Первый спектакль, по-моему, был «Эффект Редькина». Всё делала для него по наитию. Надо было учиться заново. Говорят, глаза боятся, а руки делают. Всегда так было, всю жизнь. Такой у меня и девиз по жизни».
В театре говорят, что для бутафоров нет невыполнимых задач. Они могут создать всё, что угодно своими руками.
«Каждый раз нужно делать что-то новое, - говорит Любовь Ткаченко. - Порой, признаюсь, было страшно браться за какое-то задание. Кажется, ну как это можно сделать? А потом начинаешь думать, соображать, кумекать - эти мысли выливаются в технологию и всё получается».
Любовь Валентиновна вспоминает, как однажды в бутафорский цех поступило задание сделать двухметрового медведя.
«Он должен был быть полый, пустой, чтобы туда можно было зайти актёру, надеть его на лямки, выйти на сцену и пошевелить лапами. Ещё надо было ему сделать язык, и придумать так, чтобы была возможность актёру руку выводить наружу. Нам принесли задание и сказали: «Сделайте». Вот и попробуй - сделай. И начинаешь придумывать! Я могу сказать, достаточно сложно было его конструировать. Он был жёстким, на каркасе. На миллиметровке рисовали, потом всё увеличивали, высчитывали, чтобы каркас нам подходящий из проволоки сварили. Голову мы из папье-маше делали. Она пустотелая тоже была. Сверху потом уже обшили мехом. В итоге всё удалось. У нас радость!».
Сейчас бутафорам уже помогает интернет. Иногда там можно найти нужные подсказки.
«Помню, нужно было сделать сахарную бутылку, которая должна быть похожа на настоящую и которую можно было разбить, не переживая о безопасности актёров, - говорит Любовь Валентиновна. - Я очень долго искала способ её изготовления, и нигде не могла найти. Нигде нет! Даже в интернете. Думаю, ищу... Потом вдруг фраза мне попалась в каком-то комментарии под одним видео: «А может, это и не сахар». Думаю: «О! Вот оно!». Вот это меня и зацепило. Нашла такой сайт, где делали именно такую бутафорию! И увидела технологию. И всё получилось!».
Подготовка к спектаклю в бутафорском цехе начинается со знакомства с эскизами. Мастера задают вопросы художнику и режиссёру спектакля. Это нужно, чтобы уточнить детали и не ошибиться в дальнейшем. Сделать максимально точно. Важно понять: что это будет, как это должно работать, какой функционал будет у изделия, будет ли двигаться? Это может быть крупная бутафория или мелкая. Например, пояс, книга или новогодние игрушки на главной ёлке Алтайского края.
На вопрос, за что вы любите театр, Любовь Валентиновна отвечает так:
«Театр – это работа, работа, работа, а потом – праздник! И снова работа, работа, а потом снова – праздник! Как это не любить?!».
Руководство и коллектив театра драмы от всей души поздравляют Любовь Валентиновну с днём рождения и желает здоровья и долгих лет жизни!