22 июня 1941 года в нашем театре был запланирован премьерный показ спектакля «Испанцы» по произведению М.Ю. Лермонтова, но вместо него на летней сцене, где тогда базировался театр, состоялся первый военный митинг. О том, что началась война и актёры, и зрители узнали всего за два часа до начала спектакля.
Многие артисты и работники наших цехов ушли добровольцами на фронт в первые же дни войны. Не все из них вернулись домой. Смертью храбрых в разные годы войны пали молодые одарённые актёры Виктор Кошкин и Николай Быстров, опытный театральный работник Исаак Либуркин.
В августе 1941-го года театр чуть не закрыли. Был опубликован приказ в соответствии с директивным указанием Всесоюзного комитета по делам искусств о сокращении штатов. Это были трудные дни для всего театра. Но артисты и работники драматического театра во главе с режиссёром В.В. Королевичем решили отстоять свой театр - и у них это получилось.
В начале осени 1941-го года театр переезжает в Бийск. Свой первый сезон в Бийске Краевой театр драмы открыл в октябре этого же года спектаклем «Парень из нашего города». Состав коллектива был тогда совсем мал. Но в Бийске в барнаульскую труппу влились артисты местного колхозно-совхозного театра и новые актёрские силы, прибывавшие поодиночке и маленькими группами из городов центральной России: Киева, Смоленска, Одессы, Москвы.
Самым ощутимым приобретением была группа артистов театра имени Ленсовета во главе с режиссёром, заслуженным артистом РСФСР Ильей Юльевичем Шлепяновым.
Москвичи привезли с собой декорации, костюмы и реквизит трёх больших спектаклей: «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева, «Сокровища Сампо» И. Щеглова и «Шут Балакирев» А. Мариенгофа.
Художественным руководителем театра стал именно И.Ю. Шлепянов, он был широко известен в театральных кругах. Еще учась в Государственных Высших Режиссёрских Мастерских, Шлепянов оформлял спектакли в театре В.Э.Мейерхольда, затем работал художником во многих крупных театрах, художником и режиссёром в Московском театре имени Революции, режиссёром в Ленинградском Малом театре оперы и балета. Перед войной, в 1940 году стал художественным руководителем театра имени Ленсовета. Встреча с таким мастером стала одним из главных событий в творческой жизни Краевого театра драмы.
Московские актёры органично влились в коллектив, все жили, как одна семья. Работа по вводам, доработке и совершенствованию спектаклей отнимала огромное количество времени. В Бийске рабочий день артистов длился 14-16 часов, нередко репетировали и ночами. Каждый день группа артистов давала концерты в госпиталях, выезжала в воинские части. Ежевечерне на сцене театра шли спектакли. Это время, трудное и тяжёлое, было в творческом отношении счастливым для актёров. Первый театральный сезон в Бийске был открыт в октябре 1941 года. Одной из первых состоялась премьера спектакля «Парень из нашего города», работа над которым началась еще в Барнауле. В репертуар театра были включены упомянутые «московские» спектакли, с большим успехом шли на бийской сцене восстановленные барнаульские спектакли «Овод», «Нора», «Интервенция», «Испанцы».
Первыми постановками объединённой труппы стали «Кремлевские куранты» Н.Погодина и новая пьеса К. Симонова «Русские люди». Летом 1942 года художественным руководителем театра становится эвакуированный из Киева профессор Е.А. Лишанский, заслуженный артист УССР. Почти два с половиной года работал наш театр на бийской сцене, и сумел стать подлинным очагом культуры города. За это время театр осуществил более 30 новых постановок, выезжал на гастроли в Камень, в Рубцовск, в алтайские села, провёл более 500 концертов в госпиталях, воинских частях, сельских клубах, на полевых станах.
Свою родную сцену театр драмы уступил эвакуированным в Барнаул Днепропетровскому русскому драматическому театру и Московскому Камерному театру во главе с художественным руководителем Александром Яковлевичем Таировым. Вместе с ним приехала легенда и слава театральной Москвы, великая русская актриса 20 столетия Алиса Коонен.
В годы войны Таиров привозит из Новосибирска в Барнаул молодого композитора Георгия Свиридова. В гостинице не было мест, и его поселили в театральной гримерной актрисы Алисы Коонен. Свиридов быстро написал музыку к спектаклю «Раскинулось море широко» В. Вишневского, написанная им в соавторстве с А. Кроном и В. Азаровым. «Героическая комедия» - так определили жанр этого музыкального спектакля в Барнауле.
Летом 1942-года по приглашению Таирова в Барнаул приехал известный писатель К. Паустовский. Была задумана пьеса для постановки. Писатель не считал себя драматургом, но всё же взялся за эту работу. Главная роль была отведена ведущей актрисе Камерного театра Алисе Коонен. Она сама дала название пьесе «Пока не остановится сердце» и даже дописала финальную сцену. Музыку в этой постановке также написал Георгий Свиридов.
Это спектакль об актрисе Анне Мартыновой, у которой фашисты убили маленького ребенка. Муж её ушёл на фронт. Сюжет повествует о жизни русской женщины в оккупации. В завершающей сцене актриса призывает к восстанию. Она высоко поднимает руки, струится над сценой алый шарф-стяг, и несокрушимой верой в победу звучат слова героини: «Счастье придёт. Мы отстоим его своей кровью, своей яростью, свои гневом, последним своим предсмертным криком. Мы будем биться за него пока не остановится сердце».
К открытию зимнего сезона готовили и пьесу А. Корнейчука «Фронт». Пьеса была написана по рекомендации Сталина. В Барнауле её премьера состоялась 7 и 8 ноября 1942-го года. В новогодние праздники Московский Камерный театр давал Большие концерты, денежный сбор от них перечисляли в фонд обороны страны. Свои спектакли Камерный театр показывал не только на сцене, но и в военных госпиталях, и в селах во время уборочной страды. За время работы в Барнауле театр дал 273 спектакля, которые посмотрели 176 тысяч зрителей. Благодаря концертам в фонд обороны страны была собрана большая сумма - четверть миллиона рублей. А сто тысяч Камерный театр внёс в фонд постройки эскадрильи «Алтайский истребитель».
Первую годовщину войны 2 июня 1942 года в Барнауле отметили постановкой только что написанной К. Симоновым пьесы «Русские люди». Артисты Днепропетровского русского драматического театра первыми показали её именно на барнаульской сцене. Только через месяц пьеса была опубликована в газете «Правда», и только после этого сотни театров включили её в свой репертуар. А привез эту пьесу завлит днепропетровского театра Захарий Борисович Гутчин. Он тогда уехал в Новосибирск с заданием найти новую пьесу о войне. А вернувшись, вбежал в кабинет главного режиссёра, протянул сверток и горячо сказал: «Читайте. Сегодня же. Сейчас». Утром пьесу читали актёры, и все пришли к согласию, что её нужно немедленно поставить.
Бригада артистов Краевого театра драмы проработала в действующих частях и подразделениях советской армии с 22 июля по 30 августа 1943-го года и дала почти сотню концертов. Они проходили с большим успехом. Артисты завоевали любовь и признание офицерского, сержантского и рядового составов. Они поднимали дух солдат и помогали переключаться от театра боевых действий на театр настоящий.
В августе 1943 года театр возвращается в Барнаул, где коллектив встречает новый художественный руководитель и директор Илья Григорьевич Боров, заслуженный артист РСФСР и народный артист Каз.ССР. Илья Боров был выпускником Высших режиссёрских мастерских В.Э. Мейрхольда. Во время войны новый директор открыл театральную студию. Среди её первых выпускников был и легендарный артист Драмы, народный артист России Дементий Гаврилович Паротиков.
Великой Победе в 1945-м году театр посвятил свой новый спектакль «Полководец Суворов» по пьесе И. Бехтерева и А. Разумовского. Образ Суворова создал Анатолий Кондратьевич Коковкин. Режиссёром был Илья Григорьевич Боров. Зрители и критики отмечали потрясающие батальные цены, историческую достоверность и творческий энтузиазм актёров. Это был своего рода театральный салют, посвященный нашей общей, такой долгожданной, выстраданной нашим великим народом Победе!
Коллектив театра драмы поздравляет всех с праздником 9 мая, с Днём Великой Победы!
Желаем в это непростое время стойкости, веры, терпения и ждём всех в театре!