Люди закулисья. Любовь Березовая: «Улыбаемся и пашем»

Люди закулисья. Любовь Березовая: «Улыбаемся и пашем»

все новости

Пообщавшись с заведующей костюмерным цехом Любовью Березовой, убедился в который раз, насколько сильные, интересные личности работают в так называемых вспомогательных подразделениях театра драмы. Для актеров они не просто надежный тыл, который, как в военное время, отдаст всё для фронта и победы. Эти «люди закулисья» как ангелы-хранители, как настройщики музыкальных инструментов или сложной аппаратуры - уж не обидятся за это сравнение те, кто выходит на сцену. Мне кажется, рядом с такой «гвардией драмы» просто невозможно работать спустя рукава, халтурить, светить вполнакала. Бессмертный монолог Белинского «Любите ли вы театр так, как люблю его я» написан в том числе и о таких, как Любовь Березовая.

 

- Любовь Анатольевна, как вы попали в театр драмы?

- Родной брат Сергей привел. Я пришла в театр 27 декабря 1978 года. Сергей работал в «драме» в столярном цехе, а другой мой брат, двоюродный, Андрей – в мебельно-реквизиторском. Сергей сказал, что требуется костюмер, и работа в театре интересная. А я всегда рвалась в театр.

- Интересно, в детстве в школьных постановках вы участвовали?

- В школе нашей не было драмкружка, но имелся вокально-инструментальный ансамбль, в котором я пела, начиная с седьмого класса. До этого я пела на различных мероприятиях. Была запевалой в пионерских лагерях. Мне это было интересно. Все-таки восемь лет училась в музыкальной школе и всегда с удовольствием пела в хоре. В свое время родная тетя приводила меня в театр музкомедии, там прослушали и порекомендовали заниматься в оперной студии при ДК «Трансмаш». Там работал хороший педагог, но мне стезя профессионального вокала показалась неинтересной.

- Что самое сложное в вашей работе? Вовремя пришить нужную пуговицу? Сберечь костюмы от моли? Угодить капризным актерам?

- Выпустить актера на сцену в хорошем настроении. В первую очередь, костюм должен быть в порядке. Меня так учили, и я сейчас девочек из нашего цеха этому же учу. Частенько приходилось общаться с Дементием Гавриловичем Паротиковым в те моменты, когда он настраивался на спектакль. Видела, что наши разговоры ему помогали. У костюмеров с актерами контакт очень короткий, в этом сложность нашего общения. Бывает, у тебя есть всего 15-20 секунд во время спектакля, чтобы переодеть актера или актрису. В спектакле «Слуга и господин» в финальной сцене у Лены Половинкиной на переодевание отводилось около 20 секунд, и мы с ней успевали, хотя там надо было не только скинуть прежнюю одежду, но и надеть платье из двух частей, кринолин, митенки…

- Митенки – это…

- Перчатки без пальцев. Единственный раз случился форс-мажор с этим платьем из-за металлического замка на корсете. Металлическая пластинка немножко оторвалась от ткани и никак не могла точно войти в замок. У меня до сих пор мурашки по коже от тех воспоминаний! Лена помогла. Сказала, чтобы я успокоилась: «Мы все успеем!». Застегнулся замок не то с пятой, не то с шестой попытки, Половинкина мигом натянула митенки и выскочила на сцену тика в тику. С Леной вообще очень хорошо работалось, ей не надо было что-то напоминать. Тот самый тандем с актером, когда от восторга голова кружится.

- Какие правила в вашей профессии самые главные. Что вам необходимо делать всегда, а чего наоборот нельзя?

- У нас на стеночке висит девиз: «Улыбаемся и пашем». Культура общения – однозначно. Улыбка – однозначно. Никаких грубостей с актерами, даже если у кого-то из них плохое настроение и они могут сорваться вроде бы на ровном месте. Мы стараемся ни с кем не конфликтовать.

- Какая вещь в обширном гардеробе костюмерного цеха имеет долгую историю?

- У нас есть платье из «Бешеных денег», в которой в восьмидесятые годы работала Любовь Андреевна Добронравова, ведущая актриса, жена режиссера Владимира Львовича Черткова. Платье старенькое, утратило былой лоск, но когда вижу его, вспоминаю те золотые годы.

- Кто более капризен в ношении одежды и обуви – актеры или актрисы?

- Одинаково.

- Да неужели?

- Абсолютно! Когда актер переступает определенный возрастной рубеж, он становится очень капризен в плане одежды.

- Какие неприятности чаще всего случаются с костюмами и обувью?

- Ломаются замки и рвутся молнии. Но мы быстро устраняем все неполадки. В костюмерном цехе собралась очень дружная команда, восемь лет вместе. Работа для нас в радость, хотя девочки все с характером, по своему уникальные. Таня Федяева пришла, когда мы «Войцека» Владимира Золотаря выпускали. Через месяц появилась Оля Еськова, а потом, года через три, пришла Таня Борисова. Часто ловлю себя на том, что по-матерински к ним отношусь. Когда принимала на работу, всем говорила: «Наша работа сложная. Выдержка должна быть колоссальной. Вы всегда должны улыбаться. По-другому нельзя. Актеров нужно холить и лелеять. Как детей. И еще одно условие: я сказала – ты сделала». Я стараюсь передать молодым коллегам всё, чему научилась за эти годы.

- По поводу ваших умений! Актеры говорят, что вы за три минуты без единой морщинки отглаживаете мужские сорочки и это просто завораживающее зрелище. Как вы это делаете? Дайте профессиональные советы любящим женам и холостякующим мужчинам.

- Начинаю гладить с воротника – слева к центру и справа к центру. Затем – кокетка. Следом гладятся манжеты и рукава. Потом – полочка, спина и вторая полочка. Могу быстрее отгладить без единой морщинки и складки.

- Правда, что одно из условий приема на работу в костюмерный цех – хорошие внешние данные? Объясните, для чего.

- А чтобы глаза актерские радовались! Сотрудница костюмерного цеха должна быть женщиной ухоженной, модной, с чувством вкуса в косметике, маникюре, одежде.

- Вы сами примеривали в костюмерной какие-нибудь женские костюмы? Есть ведь немало красивых платьев.

- По молодости мы вообще выходили в фойе демонстрировать наряды. Делали это перед утренними сказками на школьных каникулах. Выходили в театральных костюмах монтировщики, реквизиторы, парикмахеры и, естественно, костюмеры. Я еще успевала рассказывать про некоторые костюмы. Взрослые, приводившие детей, просили, чтобы мы и перед вечерними спектаклями делали показы. Было интересно и весело как зрителям, так и нам.

- Не помню сейчас, в каком-то из поздних фильмов Георгия Данелия исполнитель одной из главных ролей играл в кожаном пиджаке, снятом с режиссера. Есть роли, в которых актеры «драмы» играют в собственных пиджаках, джинсах, туфлях?

- Очень редко. Такое иногда случается на вводах. Последний раз это было в «Чуме на оба ваших дома». Сереже Рассаханю по размеру не подошел костюм Джорджи. Пришлось ему использовать кое-что из своего гардероба, но это, конечно, временная мера.

- Как относятся к вашей работе родные и близкие?

- С пониманием. Особенно дочери. Для них театральная жизнь не чужая территория.

- Из тех актеров и режиссеров, кто уже не работает в драме, кого вспоминаете с особой теплотой?

- Из режиссеров – Чертков, Богомазов, Золотарь и Феодори. На одном дыхании с ними работалось. Никогда не забуду чертковскую «Пенелопу». Мы до четырех утра поддували костюмы.

- Что значит «поддували»?

- Мы держали костюмы, а художники наносили на них краски пульверизаторами. Мы тогда получали зарплату 90 рублей и даже не заикались про повышение, про доплату за переработку. Потому было крайне интересно. Сейчас народ другой пошел. Час лишний переработал – доплачивайте. Но в нашем цехе нет такого.

- Назовите, пять ваших самых любимых постановок за время работы в театре драмы.

- Всего пять? Сложно… «Гнездо глухаря» в постановке Черткова. У Владимира Львовича вообще были очень чистые по режиссуре спектакли. Любой чертковский спектакль я смотрела в зале как обычный зритель не один раз. На первый наш мюзикл «Пенелопа» вся музкомедия прибегала посмотреть! Не все наши актеры пели, к примеру, Любовь Добронравова. Но она блестяще артикулировала, а голоса в фонограмме были так точно подобраны, что зрители терялись в догадках: сама актриса поет или нет? Разве можно забыть ее роскошную гриву волос? У Добронравовой рост был, наверное, 175 сантиметров и, когда она распускала каскад волос, то сантиметров 50 на полу лежали. Красота! Еще одну работу Черткова назову – «Превышение власти». Василий Федорович Богомазов сделал роскошные спектакли «А этот выпал из гнезда» и «В будущем году, в то же время». А какой прекрасный спектакль получился у Черткова «Любовь под вязами», какая там была сценография!

- Всё, Любовь Анатольевна, уже шесть, давайте остановимся, а то я чувствую, у вас длинный список получится. О каком спектакле, который бы можно было поставить в драме, вы мечтаете? Вот Нина Кузьминична Киркова назвала «Алые паруса».

- Хотелось бы увидеть на нашей сцене русскую народную сказку. Пусть она будет красочной и по-настоящему сказочной. Меня красота окружала с детства, хочу ее видеть до сих пор. Поэтому всю жизнь много читаю и смотрю, занимаюсь рукоделием.

- В истории театра драмы был спектакль на основе современной сказки – «До третьих петухов» по замечательной пьесе Василия Шукшина.

- О, это была потрясающая работа режиссера из Иркутска Сергея Болдырева. Еще один из любимых мною спектаклей. На таких постановках я отключаюсь от закулисья и превращаюсь в обычного зрителя. Помимо русской народной сказки с удовольствием посмотрела бы постановку по одной из пьес Островского. А если говорить шире, то хочется прежде всего увидеть мощную, грамотную режиссерскую работу.

- Давайте немного пофантазируем. Я назову несколько известных в городе людей, а вы скажете, какой из ваших костюмов им был бы к лицу. Ну, например, Вадим Климов – ведущий программы «Афиша» и завсегдатай наших театров. Во что бы его одели?

- Цилиндр. Сюртук. Трость. И, возможно, пенсне вместо его очков. Вадим Климов для меня чеховский типаж.

- Валерий Паршков, председатель городского комитета по культуре.

- Я бы его одела в камзол с белыми чулками, туфли с бантами, роскошный парик. Жабо бы еще добавила. Ему бы подошло.

- Не сомневаюсь! Писатель и драматург Александр Строганов, несколько пьес которого были поставлены в театре драмы.

- Саша? Это какой-то разудалый, гусарский вариант. Стильная рубашка с пышными рукавами, бутылка шампанского в руках и так далее.

- За что вы любите театр?

- Театр невозможно любить за что-то конкретное. Я просто в нем живу. Был момент, когда передо мной стоял вопрос: что важнее – семья и дом или работа? Я просто разрывалась на части, когда дети были маленькие, не знала, что делать. Четыре раза возникало желание бросить всё к чертовой матери и уйти из театра. Но я осталась. Потому что театр - это моя жизнь.

Беседовал Сергей ЗЮЗИН

 

другие новости