«Люди закулисья». Валентина Ильина: «В театре всегда есть место волшебству»

«Люди закулисья». Валентина Ильина: «В театре всегда есть место волшебству»

все новости

У сторожа-вахтера театра драмы Валентины Ильиной не совсем привычное для нашего времени отчество – Ермолаевна. Отец, Ермолай Николаевич, жил и работал в Солтонском районе. Повзрослев, Валя переехала в Барнаул. Работала на Хлопчато-бумажном комбинате. Хорошо работала, честно, у сослуживцев уважением пользовалась. Но череда реформ и потрясений конца восьмидесятых – начала девяностых капитально перекроила жизнь десятков миллионов людей. На комбинате поставили крест, и Валентина Ермолаевна волею судеб оказалась в театре драмы. Как будто какой добрый волшебник постарался.

- Когда вы сюда пришли, Валентина Ермолаевна?

- 17 ноября 1997 года. Следующий год должен стать юбилейным. Пришла я с хлопчатобумажного комбината, где в прядильном цехе отработала 24 года. Но когда ХБК закрыли, пришлось искать новое место работы. В службе занятости дали направление сюда. Пришла в отдел кадров, поговорили, осмотрела все. Представила, каково целыми сутками в таком огромном здании дежурить. (Смеется.) Как тут ночью-то оставаться?! Завкадрами поняла мое состояние: «Хорошо, подумайте». Думала я недолго – вышла на улицу и вернулась: «Давайте я напишу заявление».

- Что оказалось самым сложным на новом месте, которое мало чем походит на завод?

- Да в общем-то ничего. Там была на людях и здесь тоже. На ХБК я возглавляла комсомольско-молодежную бригаду. Работали хорошо – меня даже депутапом горсовета избирали от Октябрьского района.

- Бойким, небось, депутатом были, активным?

- Время было другое. Мы по-честному старались выполнять свои обязанности, с проверками ходили по предприятиям, могли что-то потребовать для людей. Пыталась помогать малоимущим. Благоустройством занималась, детские площадки по улице Эмили Алексеевой организовывали с людьми. Выходными постоянно приходилось жертвовать. При всех трудностях того периода, считаю, что времена были хорошими, живыми. С той поры я усвоила: чужого нам не надо, но своё нужно всегда отвоёвывать. Я на пенсию вышла в 50 лет, поскольку работала на вредном производстве. Поэтому целый год с Пенсионным фондом воевала за справедливое начисление пенсии. Коллеги мои бывшие узнали – тоже подключились, ходили ко мне консультироваться (смеется). И знаете, раньше меня выиграли свои суды в Ленинском районе!

- Вот он, депутатский опыт, сказался! Наверняка вы не раз сидели в одном зале с Владимиром Николаевичем Бавариным, о котором многие барнаульцы вспоминают с теплом.

- Да и у меня хорошие впечатления остались. Баварин болел за город и горожан. Жалко, что погиб. В театр наш он заходил через служебный вход, всегда поздоровается, спросит, как дела. Жаль мне и Владимира Ильича Мордвинова, бывшего директора нашего театра – душевный был человек.

- До того, как устроиться здесь работать, вы ходили в театры?

- Да. В те времена поход в театр был праздником. Одевались соответственно: и платиьишко нарядное выберешь, и туфельки с собой возьмешь. Руководство ХБК к 8 марта часто откупало театр музкомедии: награждения, поздравления и обязательный спектакль. Всегда было приятно и интересно. А сейчас в любой театр могут прийти в затрапезном виде, одетыми как попало.

- Вы человек общительный. С кем вам общаться интереснее всего?

- Да со всеми! С техничками, работниками вспомогательных цехов, артистами, администрацией – без разницы. Всегда приятно поговорить с Георгием Тихоновичем Обуховым, Ольгой Леонидовной Кириченко. С Паротиковым – царство ему небесное – тоже находились общие темы. Дементий Гаврилович был, что называется, человеком из народа. Да и с более молодыми поколениями тоже интересно - Саша Хряков, Вадик Заика, девушки наши, семья Кирковых, Ольга Назаренко. В нашем коллективе вообще нет плохих персонажей. Из режиссеров приятное общение было с Андреем Лапиковым, Володей Золотарем. Жалко, что у нас Костю Телегина увели – какой актер сильный! А как хороша была Елена Половинкина. С другой стороны, одни уезжают – другие раскрываются: Елена Адушева, Лена Кегелева…

- Можете вспомнить ваши любимые спектакли?

- «Без вины виноватые»… «Трехгрошовая опера» запомнилась, «Кадриль», «Слишком женатый таксист», «Алмазы-изумруды» - очень душевный спектакль с участием Паротикова, Талалаевой, Переверзева. Конечно же, «Гамлет» с Эдиком Тимошенко в главной роли. «Собачье сердце» - отличный спектакль. Очень нравится, как сделал роль Шарикова Саша Хряков. Он вообще очень дотошный актер, ответственный, внимательный ко всем мелочам. Радует то, что наши актеры всегда стараются на сцене, никто дурака не валяет. Мне, как зрителю, хочется, чтобы в нынешнем репертуаре было больше серьезных спектаклей. Все-таки мы - театр драмы.

- Когда посторонние люди заходят в театр, вы быстро разбираетесь, кто есть кто?

- Нам надо быть вежливыми. Со всеми. Хотя гости, конечно, всякие бывают. Иногда приходят не совсем адекватные товарищи. Завестись могут с пол-оборота. Приходится потихонечку, полегонечку их выпроваживать. Как-то летом, когда театр был на каникулах, в шесть вечера заявился молодой мужчина: «Где у вас руководство? Я хотел бы поплясать на сцене!». Если начать вспоминать подобные истории, на целый рассказ наберется.

- О каком спектакле на сцене театра драмы вы мечтаете?

- «Идиот» по роману Достоевскому. А если не «Идиот», то все равно что-нибудь из классики, серьезное, без танцев.

- За что вы любите театр?

- ХБК был местом работы. А театр больше, чем работа, это настоящий храм, где постоянно происходит какое-то волшебство. Особенно это касается новогодних сказок, которые театр ставит для детей. Волшебство происходит не только на сцене. Смотришь, подходит актер к вахте – простывший, больной. Думаешь: ну и какой ему спектакль? А он выходит на сцену совершенно преображенный, от болезни следа нет! Не забуду, как к нам приезжала Людмила Гурченко. Была уже глубокая осень, холодно. Зашла замерзшая, съежившаяся, бабушка бабушкой! Я ее не сразу даже узнала. Но начался спектакль и это был абсолютно иной человек. Красавица, личность! Сцена есть сцена.

Сергей Зюзин


другие новости