Посмотреть на себя "критичным" взглядом

Посмотреть на себя "критичным" взглядом

все новости

В качестве «летающего критика» в Барнауле по приглашению краевого театра драмы побывал известный театральный критик Александр Вислов. «Летающий критик» - проект Союза театральных деятелей России, дающий театрам возможность получить профессиональное независимое мнение ведущих экспертов страны.

Посмотреть на себя со стороны в зеркале театральной критики, узнать достоинства и «слабые места» конкретных постановок, чтобы понять перспективы их жизни в репертуаре, уровень и дееспособность труппы в актуальном общероссийском контексте, получить импульс для развития – то, в чем нуждается каждый театр, и особенно удаленный от центра. С такой миссией в театр прибыл неоднократный член экспертного совета Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», преподаватель ГИТИСа Александр Вислов.

Александра Александровича знают в театре не только заочно как театроведа. В 2010 году он входил в состав творческой группы документального проекта театра «Деревни. NET», во время работы над которым познакомился с труппой театра. Тем интересней стала встреча критика с театром через 10 лет.

С 10 по 13 декабря Александр Вислов вместе со зрителями посмотрел пять работ малой и большой форм. На суд представили самые свежие новинки «Леха» и «Ревизор», а также премьеры двух предыдущих сезонов «Случайные встречи», «Самоубийца» и «Кроткая». После каждого спектакля, «по горячим следам», шел детальный, часто жесткий, «разбор полетов» на труппу. Анализ далеко не ограничивался уровнем исполнения ролей, а касался в том числе и режиссуры, инсценировки, сценографии – от костюмов до света, музыкального оформления спектаклей. Ведь в конечном счете в работе артистов преломляются и достоинства, и недостатки всех компонентов спектакля.

В подобных случаях нет и не может быть однозначно положительных оценок. И все же один из представленных спектаклей была признан безупречным. Это саунд-драма «Леха» Ирины Астафьевой по пьесе Юлии Поспеловой. «Прекрасный спектакль, тонкий, стильный и при этом очень глубокий о времени и человеке, каждый из участников которого пропускает через историю своей семьи, свои детские воспоминания», - отметил Александр Вислов, особо выделив блестящую актерскую работу Виктора Осипова и роль Екатерины Порсевой, выступившей в спектакле одновременно актрисой, композитором и вокалисткой.

Высокой оценки заслужила также сценическая версия Алексея Логачева пьесы Николая Эрдмана. «Самоубийца». «Театр и режиссер реабилитировал в моих глазах эту пьесу. В последнее время я практически не видел на сцене ее адекватного воплощения. А Алексею Логачеву удалось, на мой взгляд, максимально приблизиться к замыслу автора и первоисточнику», - сказал Александр Вислов. По мнению критика, в спектакле целый ряд выдающихся актерских работ - заслуженного артиста России Эдуарда Тимошенко, заслуженного артиста Алтайского края Антона Киркова, Константина Кольцова, Дмитрия Плеханова, Виктора Осипова и Татьяны Данильченко. У молодой актрисы, по мнению Вислова, хорошее сценическое будущее.

Неоднозначно, по оценке критика, выглядит «Ревизор» с его мощным гоголевским звучанием «смеха сквозь слезы» в финальных сценах, парадоксальными режиссерскими решениями, воздухом для различных трактовок и яркими ролями. На этом фоне досадными выглядят некоторые недоработки постановки, выпущенной театром сразу после снятия карантина в очень сжатые сроки.

Александр Вислов убежден, что в театре рабочая творческая атмосфера, он уверенно смотрит в завтрашний день, труппа держит баланс молодости и зрелости, необходимый для репертуарного театра. В труппу пришла ищущая молодежь, им есть у кого поучиться - за десять лет в зрелых мастеров выросли Лена Кегелева, Елена Адушева, Константин Кольцов, Антон Кирков. Что касается артистов старшего поколения, то их дефицит (являющейся общероссийской проблемой) компенсируется высоким качеством. Доказательством этому стало мастерское исполнение в спектакле «Ревизор» роли Добчинского Вадимом Синицыным – пример непревзойденного уровня традиционной русской школы.

«Приятно, что достаточно высокую оценку получил творческий потенциал труппы. Мнение изнутри коллектива не всегда может быть услышано артистами, а мнение со стороны, да еще такое авторитетное, воспринимается более адекватно. Тем более, что Александр Вислов умеет указать на недоработки, не затронув профессионального достоинства. Для артистов и всего коллектива это был очень ценный опыт. Безумно рада за нашего «Леху», потому что спектакль выпускался в сложнейших условиях карантина. В целом, проект «Летающий критик» дал ориентиры, где мы находимся и куда идти дальше», - резюмировала директор театра Любовь Березина.



другие новости