Проект «Ретроспектива» к юбилею театра. Вспоминаем «Гамлета»
Проект «Ретроспектива» к юбилею театра. Вспоминаем «Гамлета»

Проект «Ретроспектива» к юбилею театра. Вспоминаем «Гамлета»

все новости

18 декабря в 19.00 в рамках проекта «Ретроспектива» в нашей «Театральной гостиной» состоится показ спектакля «Гамлет» (билеты - в кассе и на сайте театра).

«Гамлет», которого поставил режиссер Андрей Лапиков, десять лет шел на сцене театра драмы. В чем крылся секрет его успеха у барнаульского зрителя? Как готовился этот спектакль? Чем он запомнился артистам и зрителям? Об этом наш разговор с арт-критиком Вадимом Климовым, а также актрисами Галиной Зориной и Еленой Половинкиной, игравшими в «Гамлете» Гертруду.

Галина Зорина:

- Помню, как мы все в театре воодушевились, узнав, что будет постановка «Гамлета». Потому что нет актера, который бы не мечтал сыграть в шекспировских пьесах. Правда, как это всегда бывает в актерской среде, начались сомнения и терзания: кто кого будет играть? На мой взгляд, распределение ролей получилось интересным. Конечно, для Эдика Тимошенко был серьезный экзамен, который он очень достойно выдержал. Гамлет – одна из его лучших ролей. Костя Телегин, который тоже играл Гамлета, для меня по-новому раскрылся. Саша Хряков выдал интересный образ Лаэрта. Михаил Переверзев здорово сыграл Клавдия. Георгий Тихонович Обухов, Лена Адушева были хороши. Словом, все оказались на своих местах.

Но репетиции долгое время шли трудно, многое не складывалось. Помню холодный, темный зал и наше отчаяние – всё рассыпается! Дошло даже до разговоров, что пока не поздно надо отказаться от «Гамлета». Были споры по ряду режиссерских находок. На собрании нас всех спросили: будем продолжать или нет? Естественно, мы с Леной Половинкиной были только «за», сыграть Гертруду – большая удача. Хотя роль непростая, и до этого спектакля у меня таких образов не было. Но постепенно все стало вставать на свои места. Очень помогли декорации. К тому же у Андрея Викторовича всегда очень удачный подбор музыки. Когда всё вместе стало собираться, возникла удивительная атмосфера Средневековья. Мы погружались в нее, играть становилось все легче и легче.

Очень четко запомнились день сдачи и день премьеры. На сдаче мы страшно волновались. Представляете: спектакль заканчивается – в зале гробовая тишина. Понятное дело, мы пошли домой как в воду опущенные. На следующий день премьера! Сыграли – и получили шквал аплодисментов. Это был успех! После премьеры мы уже играли «Гамлета» с отличным настроением. Мне было очень приятно, что финал в нашем спектакле не трагический: нельзя сдаваться, нельзя мириться со злом, надо бороться.

Мы играли «Гамлета» 10 лет, и всегда были аншлаги. Для меня все эти годы шло постижение великой пьесы Шекспира, каждый показ открывал какую-то новую грань.

Елена Половинкина:

- 2000-е годы были переломными. Производственные темы ушли навсегда из театра, хотелось «вечных» тем, искреннего включения в проблему с обновленной формой. Мне кажется, режиссеру Лапикову удалось преобразить «Гамлета», включить экшн, приблизить к современной жизни, ведь предательство, измена, страсть, жажда возмездия и нерешительность - это отнюдь не архаичные чувства!

Были сотворены яркие и выразительные костюмы художницей Светланой Архиповой, хореография Ирины Ткаченко только подчеркивала замысел. И, конечно, роль Гамлета - в исполнении Эдуарда Тимошенко! Эта роль давала Эдику шанс выйти в другое амплуа, в другую возрастную категорию, наполненную смысла и неоднозначности. Работал он и во время репетиций и во время проката с абсолютным погружением, с невероятной ответственностью, увлеченно и очень искренне. Для меня тоже в роли Гертруды был момент перехода в другой возраст. Я также была в трудном и радостном поиске. Очень дорожила этой ролью. И с благодарностью вспоминаю партнера по сцене - Эдика! Чуткий и чувствительный, тонкий, внимательный, понимающий с полувзгляда. Он всегда приходил раньше всех на этот спектакль, проверял реквизит лично, находил теплые слова для всех и держал зрителя сцену за сценой в напряженном восторге.

Вадим Климов:

- «Гамлет» был, что называется, своевременным спектаклем. В то время сценические эксперименты еще не совсем дошли до периферийных государственных театров. «Гамлет» казался почти что авангардной постановкой: белый велосипед, висящие цепи, появляющаяся из люка ванна с полуобнаженной Офелией, костюмы яркие, необычные… Все это вызывало удивление у зрителя, который был воспитан на традиционных постановках. Плюс к этому «Гамлет» был этаким массовым, площадным спектаклем – ведь появился он в те времена, когда демонстрации и митинги были вполне обычным явлением. Спектакль вызывал симпатии еще и потому, что Гамлет был борцом за свободу. Мегафон в его руке – это из тех политически активных лет, из площадей.

На мой взгляд, тогда подобрался интересный актерский состав: Эдуард Тимошенко, Лена Адушева, великолепный Георгий Тихонович Обухов. Ансамблевость была – старшее поколение еще полно сил, а молодежь пыталась самоутвердиться. Плюс – режиссер-многостаночник. Лапиков мог и на деревенскую тему сделать спектакль, и за трагедию Шекспира взяться. Спектакль, выражаясь современным языком, получился гламурно-протестным. Это первая причина того, что спектакль так долго жил. Вторая – это самое раскрученное произведение в мире. На «Гамлета» всегда будут идти, как ты его не поставь. Честно говоря, меня эта история немного утомила – в каждом абсолютно театре или есть этот спектакль, или был. Или будет! Думаешь: вот почему каждый художник не старается написать «Мадонну», а каждый режиссер в обязательном порядке хочет поставить «Гамлета»?

Мне однажды пересказали слова Лапикова: «Хотите зрительский спектакль? Зовите, я вам сделаю». И ведь сделал!

Беседовал Сергей Зюзин

другие новости