Проня с виолончелью. Театральным актерам приходится постоянно учиться

Проня с виолончелью. Театральным актерам приходится постоянно учиться

все новости

2,3 и 4 октября в Алтайском краевом театре драмы состоится премьера зажигательной комедии «За двумя зайцами». На какие жертвы приходится идти актрисе Лене Кегелевой ради роли в спектакле, узнал корреспондент Сергей Зюзин.

Всем известно выражение: «Искусство требует жертв». Чего только не приходится делать актерам, чтобы сыграть ту или иную роль. Одни специально худеют – как это делал Александр Калягин для съемок в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». Другие напротив – толстеют. Леонид Ярмольник долгие годы, пока снимался у Алексея Германа в «Трудно быть богом», носил бороду. Впрочем, зачем далеко ходить за примерами? Актриса Алтайского краевого театра драмы Лена Кегелева учится играть на виолончели.

Театр готовит к открытию нового сезона спектакль Михаила Старицкого «За двумя зайцами». Лене досталась роль Прони Прокоповны. А вместе с ролью – неожиданное режиссерское задание: освоить виолончель.

- Хочется, чтобы вот эта вот необразованная, недалекая Проня тянулась вверх, к чему-то возвышенному, - объясняет режиссер Александр Зыков. - Мы с композитором Андреем Федоськиным придумали историю: Проня играет прелюдию ми-минор Фредерика Шопена, а поет при этом пошленький романс «Я ехала домой». Причем, на суржике поет – смеси украинского и русского языка. Кегелева по характеру упертая. На виолончели играть непросто – это не гитара, где есть лады, здесь гриф голый. Нужно точно знать, куда ставить пальцы. Плохие студенты музыкальных училищ рисуют фломастером на грифе, где какая нота. Лена же ничего не стала рисовать. Она даже педагога наняла, чтобы научиться играть. Кегелева с ее неистовым упорством вообще способна на многое. Она и танцует ярче, интереснее многих молодых девушек. И если у нее что-то не получается, она потом исправляет в индивидуальной работе. Встает у станка и начинает «колотить».

Кегелевой не впервой осваивать музыкальный инструмент. В студенчестве пришлось играть на балалайке. Но с балалайкой было попроще. Виолончель более тяжелый инструмент, здесь блицкриг не пройдет. К тому же приходится тратиться - на тюнер и новый комплект струн, которые имеют неприятное обыкновение рваться. Да и времени нет на раскачку.

- Татьяна Викторовна Баева, педагог, который занимается со мной, работает в музыкальной школе. Говорит: «Сурово они с тобой. У нас первый год дети учатся только смычком водить, а на другую руку внимания не обращают». Мне же все надо осваивать сразу – соединять левую руку с правой, - признается Лена.

Настоящий форс-мажор! Однако Кегелева не считает, что она идет на какие-то жертвы.

- Ну, подумаешь, пальцы у меня поначалу немели, - смеется одна из ведущих актрис «драмы». - Наоборот, могу только сказать спасибо судьбе – так бы я разве взяла в руки виолончель? То, что нас не убивает, делает нас лучше и сильнее. После премьеры продолжу обучение - стыдно выходить на сцену и показывать свой непрофессионализм. Ладно, роль комическая, героиня моя всего три месяца училась в «пенционе» - можно что-то сфальшивить «в строку». Но я не имею права безграмотно держать виолончель со смычком. Репетирую по два часа в день. Делаю это на работе, не дома - зачем соседей травмировать?

Режиссеры не устают повторять, что артисты, если они хотят расти в творческом плане, не должны бояться каких-то неожиданных задач. Надо в спектакле кататься на роликовых коньках – вставай на них, учись. Надо прыгать на джамперах – прыгай, не бойся упасть и отбить себе чего-нибудь. Конечно, приходится иногда делать рискованные вещи. Лена Кегелева вспоминает, как однажды ей пришлось висеть на веревке под потолком на сцене одного из городских ДК. Висела, держась одной рукой за веревку и страхуясь ногами. Все бы ничего, но Лену никто не предупредил, что делать жесты другой рукой надо очень осторожно – после резкого взмаха она начала быстро вращаться. Ощущения были не приятных. «Я же не оканчивала цирковое училище», - смеется Кегелева.

- Мне хочется, чтобы актеры многое умели. В этом плане нравится, как с ними работает хореограф Николай Реутов. Они много танцуют в других спектаклях, но Реутов заставляет делать их очень сложные вещи. Он все время использует прием синкопов, когда идет ударение не сильной, а слабой доли. Это такой немножко джазовый прием. С Реутовым давно работаю и вижу: с каждым разом он все усложняет и усложняет задачи для артистов. Я всякий раз выражаю сомнения, получится ли, заключаем пари и, как правило, Николай выигрывает, - признается Александр Зыков.

Муж Кегелевой, актер Антон Кирков, к ее музыкальным экзерсисам относится с пониманием. У них в доме есть скрипка.

- Антон говорит: «Может, мне ее освоить, будем дуэтом где-нибудь выступать?». Я вообще недавно подумала, что после Нового года – мы же там «большие» зарплаты за новогодние представления получим - надо купить музыкальный инструмент.

Искусство требует постоянных физических и душевных затрат. Но оно же дарит артистам счастье открытия в себе новых талантов и умений, о которых они порой даже не догадываются. Так что игра, в том числе на виолончели, стоит свеч.

Смотрите премьерные показы спектакля "За двумя зайцами" 2,3,4,29 октября. Билеты - в кассе (тел. 36-97-13), на сайте театра www.altdrama.ru

До встречи в нашем театре!

другие новости