Алексей Шавлов: «Театр может возникнуть из чего угодно»
Алексей Шавлов: «Театр может возникнуть из чего угодно»

Алексей Шавлов: «Театр может возникнуть из чего угодно»

все новости

После участия в режиссерской лаборатории «Человек-целый мир» режиссер Алексей Шавлов получил приглашение на постановку пьесы Оскара Уайльда «Идеальный муж» в Алтайском краевом театре драмы. Премьера пройдет 23, 24 и 25 мая. Алексей рассказал нам, что привлекает его в драматургии из жизни английской аристократии, о своем пути в профессию и отношению к театру.

Мои университеты

Я родился и вырос в Минске. Мама - преподаватель английского в минском ИНЯЗе, отец - врач-инфекционист. Во время учебы в вечерней школе играл в самодеятельных театрах, работал монтировщиком в театре, читал пьесы. Из этого оформился выбор профессии. В 21 год поступил в Белорусскую государственную академию искусств на театрального режиссера. Во время учебы стажировался в Санкт-Петербургском театре Экспериментальная сцена под руководством Анатолия Праудина. В двадцать семь поступил в ГИТИС в мастерскую Сергея Женовача, в тридцать два - в Школу-студию МХАТ в магистратуру под руководством Виктора Рыжакова.

Все три вуза были очень разными. Из каждого я вынес что-то важное. Определяющим, конечно, считаю ГИТИС. Общая атмосфера режиссерского факультета ГИТИСа, сильная педагогическая команда, талантливые, очень разные однокурсники и, главное, высокая планка художественных требований мастеров к их собственному творчеству и творчеству студентов, а также бесконечное терпение, мудрость и ответственность мастеров за тех, кого они набрали, стали маяком в жизни. Магистратура Школы-студии МХАТ позволила взглянуть на театр под другим углом, обрести ощущение собственного вектора.

Первый спектакль

Первым полноценным спектаклем была дипломная работа по пьесе А. Н. Островского "Бедность не порок" в Пензенском академическом драматическом театре имени Луначарского. Работа на большой сцене после гитисовских камерных аудиторий стала важной практической школой. Речь не только о прикладных, организационных качествах, но, в первую очередь, о работе с масштабным пространством.

Экстремальным стал переход из репетиционного зала на сцену. Все оказалось невыразительным, тусклым и совершенно бессмысленным. Пришлось мобилизоваться, переключить сознание в другой режим, перестроить спектакль и сделать его внятным для тысячного зала.

Театр без границ

Я не знаю, что такое театр. Чем больше занимаюсь им, знакомлюсь с работами коллег, тем меньше понимаю границы и критерии. Мне кажется, что их нет. Театр необъяснимо возникает и из простой меловой линии на стене, интонации, взгляда, тряпки в воздухе, и из технологически сложной конструкции. И точно так же не возникает. Все сводится к уместности применительно к конкретному замыслу.

Театральный режиссер для меня - это шаман-инженер. Или шаман-конструктор. Ему надо увлечь своими интуитивными догадками, фантазиями, предчувствиями соавторов того, что принято называть спектаклем, заварить творческую кашу из топора, которая сама себя станет обогащать мясом, крупой, приправами и организовать все это во времени и пространстве.

Мужья и жены

Я не занимаюсь реконструкцией эпохи и этикета английской богемы конца 19 века. На мой взгляд, это невозможно и бессмысленно. В пьесе "Идеальный муж" заложено сильное фарсовое, эксцентричное начало. Поэтому в спектакле точно не будет чопорных "англичан" с палками в задницах.

За легкой формой и остроумным языком пьесы «Идеальный муж» скрывается болезненный аспект в отношениях между мужчиной и женщиной. Речь об ошибочном выборе и идеализации своего партнера - когда ты человека себе придумываешь и живешь с этой придумкой. До какого-то момента можно обманывать себя и окружающих. Полагать, что у тебя все в семье идеально. Но реальность рано или поздно сломает эту иллюзию, а вместе с ней комфорт и спокойствие семейной жизни. Так произошло с супругами Чилтерн.

Все персонажи пьесы близки мне, как соседи по лестничной клетке: принципиальная, упертая, отрицающая главное в своем муже Гертруда; гениальный политик и помешанный на своей жене Роберт; заблудившийся между двух женщин Горинг и другие. Хочется, чтобы и для зрителя они стали такими же близкими.

Без идеалов

Пьеса «Идеальный муж» представляет несколько моделей взаимоотношений мужчины и женщины. В процессе репетиций, я часто задавался вопросом: в чем секрет отношений и счастливой семьи? Возможно, наш спектакль подтолкнет каждого к собственному ответу на этот вопрос. Я же для себя решил, что важно принять человека таким, какой он есть.

другие новости