Режиссер — это детектив, который исследует реальность вместе со зрителем. Как обсуждали конфликт отцов и детей на лектории "Театр у школьной доски"
все новостиВ этом проекте Артём Терёхин рассказывает, как литературное произведение становится театральной постановкой.
"Важно, чтобы мы перевели понимание литературы с умственного восприятия - в интуитивный, - рассказывает Артём Терёхин. - В первую очередь, мне как режиссёру интересно со зрителями поговорить о том, как строится театр, по каким законам он работает. Хочу дать возможность зрителю понять мотивацию режиссёра. Как он работает с материалом, раскрывает его, как может показаться, не всегда очевидными путями. И проложить некий мостик от зрителя - к театру. Я думаю, публике это тоже интересно. Попутно мы начинаем погружаться в материал, находить какие-то глубокие, тонкие вещи, с которыми сталкиваются режиссёры и актёры, когда начинают разбирать будущий спектакль.
Основная цель этого проекта заключается, в первую очередь, в том, чтобы сделать театр немного ближе и понятнее зрителям. У нас есть прекрасный повод поговорить об этом на основе классических произведений, потому что у каждого со школьной программой есть некая внутренняя связь. И готовясь к лекции, люди вновь сталкиваются с этими произведениями, начинают их перечитывать, открывать что-то новое. Я считаю, нам важно разговаривать не о сюжетных линиях, не о мотивации персонажа – эту информацию можно найти и в интернете. Хочется максимально подключиться к содержанию, к атмосфере. Режиссёр как раз это делает в спектаклях – он вовлекает публику через определенные ходы и техники, придумывая их. Соединяет, миксует с чем-то ещё, в постмодернистской манере. И происходит это как раз потому, что мы ищем способы подключения сегодняшнего зрителя к произведениям".
Показать, как режиссёр разбирает литературную основу перед постановкой, сделать театр более понятным для зрителей — это одна из главных целей лектория.
"Отцы и дети" - отличный пример того, как произведение из 1860-х годов сделать так, чтобы оно было интересно нынешней публике, - говорит главный режиссёр театра. - Тогда было время большой реформы - отмена крепостного права. Но нам в 2025-м году трудно понять, что это означало для людей тех лет. Режиссёр ищет способы, как сделать так, чтобы аудитория почувствовала значимость этого события. Нам должно быть понятно то, что мы видим на сцене.
Почему нам в России бывает сложно ставить пьесу Шекспира "Сон в летнюю ночь"? Потому что в Великобритании мифические персонажи, такие как Пак, Оберон понятны публике. Англичане это впитали "с молоком матери", это их фольклор, как у нас Баба-Яга, Леший и Кощей. И всех персонажей, даже непонятных, режиссёр должен превратить в "своих". Герои должны стать своими для зрителей. Режиссёр ищет эти пути, он своего рода детектив. Он пытается найти крючки, сцепки в истории, чтобы всё собралось в единую, увлекательную картину. Начинаем проект мы с классики, со школьной программы, потому что она знакома всем. Но затем мы планируем брать не только классические, но и современные произведения".
На встрече шла речь о том, почему режиссёр мог бы назвать спектакль не "Отцы и дети", а, например, "Базаров". По фамилии главного героя, нигилиста, который под этой маской отрицания скрывает себя настоящего даже от самого себя. Его меняет безответная любовь, делает другим, и примиряет с родителями, вскрывает в нем и романтика и веру. Проект "Театр у школьной доски" способен помочь открыть знакомое произведение для себя заново, посмотреть на него с другой стороны. Первую встречу, посвящённую роману "Анна Каренина", делали для школьников, но затем пришли пожелания от зрителей с просьбой убрать возрастные рамки. И теперь лекторий уже доступен для всех желающих.
"Мне хочется, чтобы театр понимал и стар и млад, - рассказывает Артём Терёхин, - чтобы зрители знали, что литературное произведение – это не статичный вид искусства, не музейный экспонат, что в него каждый раз можно вливать какое-то новое дыхание. Я считаю, что театр не учит, не воспитывает, не обучает и не пересказывает произведения. Театр задает вопросы, погружает в смыслы. Театр призывает зрителей к диалогу, прежде всего, с самими собой, с литературным произведением, с ситуацией, в которой человек оказался. И тогда есть понимание, что ты не одинок".
Проект "Театр у школьной доски" будет продолжен. В феврале намечено две встречи 11 и 25 числа. Следите за афишей и успевайте приобретать билеты на наши встречи!