27 марта для нас особая, двойная, дата – Международный день театра и день рождения заслуженного артиста России Алексея Самохвалова. В текущем 100-м сезоне профессиональный праздник служителей Мельпомены совпал с вековым юбилеем артиста. «Благородный рыцарь сцены, потрясающий старик нашего театра», как написала об Алексее Самохвалове театровед Ирина Свободная в предисловии к мемуарам артиста. Сцена краевой драмы, которой он в общей сложности отдал более 50 лет, стала его второй родиной, куда он неизменно возвращался и которой был предан до самого конца.
«…случилось чудо – к нам в школу пришел человек из театра. Человек оказался помощником режиссера. (…) Говорит нам: так и так, ребята, мы вас приглашаем помочь театру. Сейчас мы готовим в связи с событиями в Испании очень хорошую пьесу – «Алькасар», нам нужно 30 человек в массовые сцены. Нас, конечно, не было 30 человек, но мы все как один согласились, с великим пылом. А еще он сказал, что нам будут понемножку платить, и это еще сильней подогрело наш театральный энтузиазм. Еще бы, первые деньги! А платили, как сейчас помню, по рублю за спектакль. Начались репетиции, репетиции этого знаменитого «Алькасара». (…) …мы не ведали, что творим – все уроки, все заботы о школе ушли далеко-далеко, не до них было. Мы пропадали в театре с утра до поздней ночи», - вспоминал Самохвалов через много лет в книге «Исповедь провинциального актера».
Он играл весь сезон 1937-1938 гг., совмещая занятия в школе в эпизодических ролях в «Царе Федоре Иоанновиче», «Гибели эскадры», «Анне Карениной». А затем по рекомендации Познанского Алексей поступил в драматическую студию Новосибирского театра «Красный факел» к Вере Редлих. После первого года учебы в Барнауле открывается первое на Алтае Театральное училище, и Алексей, не раздумывая, подал документы в приемную комиссию. В актерском классе Алексей Самохвалов репетировал Чацкого, играл отрывки из пьес Чехова и Гольдони, но закончить училище помешала война. Самохвалов был призван, учился в военной школе, служил в московских внутренних частях. И в военные годы не оставил театра: руководил художественной самодеятельностью в армейском клубе, ставил пьесы, в «Русских людях» Константина Симонова сам сыграл Сафонова.
Вторая встреча случилась с краевым театром, когда Алексей Николаевич вернулся в послевоенный Барнаул в 1948 году – сначала директором в Железнодорожный клуб, а после артистом на родную сцену. Алтайской краевой драмы тогда переживал бурную эпоху смены поколений. «Такой молодой и сильной команды я на своем веку в нашем театре не помню, не было больше столько талантливой молодежи сразу, как в те послевоенные годы. И образование у многих было уже солидным, фундаментальным – кто ГИТИС закончил, кто Горьковское театральное училище, один даже был со ВГИКовским образованием», - вспоминал артист.
Артисту прочили карьеру в амплуа героя, такие роли как Чацкий, Арбенин… Но успех, да еще какой, пришел совсем с другой стороны – комической, в роли Шока в современной комедии-водевиле Ц. Солодаря «В сиреневом саду», который поставил режиссер Константин Миленко. Как точно он сумел разглядеть в Самохвалове качества комедийного, гротескового актера – успех был феноменальный!
Не удивительно, что заполучить в труппу талантливого молодого актера стремились режиссеры из соседних театров – его приглашали в Кемерово, но уехал он гораздо дальше, на Камчатку, затем работал в Кемерово, Орджоникидзе, Тюмени.

Возвратился в Барнаул, на это раз окончательно, лишь в 1974 году, в колоссальной творческой форме, имея за плечами не только роли, но еще и режиссерское образование и опыт.В 1979 году Алексею Николаевичу Самохвалову Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР» и вручена правительственная награда - медаль «За трудовую доблесть». Своими ролями в 70-80-е годы он внес выдающийся вклад в золотой фонд театрального искусства Алтая. Это Иван Грозный в «Василисе Мелентьевой» А.Н. Островского и Чепурин в спектакле по роману Г. Акулова «В лесах, за Волгой», Кэбот в пьесе О’Нила «Любовь под вязами» и шекспировский Антоний из «Зимней сказки», Аттилио в «Цилиндре» Эдуардо де Филиппо и Тевье-молочник в «Поминальной молитве» Г. Горина, Шилов в драме В.Черных «Превышение власти» и шукшинские герои: Простой человек из спектакля «Энергичные люди» и Поп-расстрига из «Верую… Верую! Верую…».
Вспоминает артист театра Вадим Синицын: «Алексей Николаевич был актером большой внутренней силы. Он только вышел на сцену, сказал два слова – и сразу все становилось понятно. Сейчас таких актеров, наверное, нет - сейчас таких не делают. У него это от бога. Я встретился с ним впервые в «Василисе Мелентьевой», где он играл Ивана Грозного, а я шута. Я видел много Грозных на сцене, но этот был самый впечатляющий, я его даже немного побаивался. А то, как он произносил «Верую!» в спектакле по Шукшину, до сих пор звучит в ушах, до такой степени это было здорово. А еще он очень болел за театр – за театр вообще и за свой театр. Его очень волновало, что в нем происходит, он не боялся говорить и высказывать собственное мнение - и имел на это полное право».
В 1990-е годы Самохвалов играет в мировой классике - президента Фон Вальтера в трагедии Ф. Шиллера «Коварство и любовь», трудягу Энгстрана в «Привидениях» Г. Ибсена, мудрого и простодушного старика Ферапонта в драме А.П. Чехова «Три сестры»…
Вспоминает театровед Елена Кожевникова: «У Алексея Самохвалова была природа живородящего таланта. Выходя на сцену, он перемещался в другое измерение, был актером такой мощи, что перехватывало горло. Помню его в спектакле Владимира Черткова «Любовь под вязами», где он играл Эфраима Кэбота. Там он взял на себя сто жизней - столько там было страдания и боли и столько же внутренней силы. Причем он не изображал, он всегда играл на живую нитку. У дяди Леши, как его называли в театре, было очень большое сердце, которое вмещало любовь к людям и к театру. Он был очень ответственным и очень интуитивно развитым. Терпеть не мог плохой режиссуры, если в спектакле ничего не происходило».
На протяжении многих лет А.Н. Самохвалов плодотворно занимался и театральной режиссурой, на сцене театра драмы в его постановке были осуществлены 6 спектаклей для детей: «Конек-горбунок» П.Ершова (1966), «Два клена» Е.Шварца (1976), «Королевство кривых зеркал» В.Губарева и другие.
Алексей Николаевич любил молодежь и старался поддерживать своих коллег, был по-отечески строг.
Вспоминает заслуженный артист России Эдуард Тимошенко. «Для нас он был дядей Лешей – он старался держаться с нами по-свойски, без дистанции. Но был остр на язык - в работе и особенно в своих замечаниях. Всем доставалось от него - такой закалки был человек, и его слушали беспрекословно».
Алексей Самохвалов впервые учредил специальную премию для молодых артистов и сотрудников театра и сам же ее профинансировал. Премия жива до сих пор и вручается каждый сезон.
Вспоминает артист Дмитрий Плеханов: «У Самохвалова я учился всему – его видению мизансцены, нахождению в мизансцене, импровизации. Как же было интересно наблюдать из-за кулис за тем, как он ткет живую ткань спектакля, как готовится к роли. Это были потрясающие уроки профессии!»
Почти до последнего Алексей Николаевич выходил на сцену, был занят в спектаклях «Два ангела — четыре человека», «Собачье сердце» и «Пиковая дама». В 2010 году Алексея Самохвалов наградили специальной премией "За честь и достоинство" театрального фестиваля-конкурса "Ново-Сибирский транзит".
Вспоминает Галина Зорина, заслуженная артистка Алтайского края: «Он только выходил - высокий, красивый, статный, самодостаточный - и с ним выходила вся его биография, целая жизнь. И тут же раздавались громкие аплодисменты, просто невозможно было не аплодировать такому человеку».
Последний раз Алексей Николаевич вышел на сцену родного театра 10 декабря 2016 года, почти за год до смерти, в спектакле «Пиковая дама» - ему было 94 года.
В заключение дадим слово самому артисту – вот что он писал в своей книге «Исповедь провинциального актера»:
о ведущем артисте:
«Ведущий артист – это тот, кто может вести за собой всех исполнителей, выстраивать и держать темпоритмы всего спектакля. Он являлся носителем, воплотителем и хранителем режиссерской идеи, концепции спектакля. Это очень ответственная работа и высокое мастерство – быть ведущим актером. Если такого «ведущего» артиста в труппе не было, то спектакль и ставить не стоило, любой спектакль без ведущего актера развалился бы мгновенно».
об актерском ансамбле:
«Ансамблевость – необходимейшее условие было для театрального творчества. Помню, в «Ревизоре» такие уж талантища вместе играли, им ли не соревноваться!.. Но каждый старался не соло свое выдать, а темпоритм перехватить у партнера, да поднять его до нужного уровня, а там еще выше, еще напряженней – и все друг за другом тянулись, не во имя себя, любимого, а во имя ансамбля, во имя спектакля!»
о гениальности:
«… каждый актер считает себя гением, и убежден, что он один может эту роль сыграть. Большое заблуждение!.. Никто не может все играть. Никто. Природой не дано все сыграть».
Дорогие друзья, 27 марта мы, как всегда, будем отмечать Международный день театра и день рождения Алексея Николаевича Самохвалова. К 100-летию артиста с 12 до 16 часов будут демонстрироваться два документальных фильма о жизни и творчестве нашего выдающегося коллеги. Подробная программа мероприятий здесь https://altdrama.ru/news/Ves-den-teatr