Рожденный быть с театром

Рожденный быть с театром

все новости

27 марта для нас особая, двойная, дата – Международный день театра и день рождения заслуженного артиста России Алексея Самохвалова. В текущем 100-м сезоне профессиональный праздник служителей Мельпомены совпал с вековым юбилеем артиста. «Благородный рыцарь сцены, потрясающий старик нашего театра», как написала об Алексее Самохвалове театровед Ирина Свободная в предисловии к мемуарам артиста. Сцена краевой драмы, которой он в общей сложности отдал более 50 лет, стала его второй родиной, куда он неизменно возвращался и которой был предан до самого конца.

1_1920-min.jpg

Алексей Самохвалов всего на год моложе своего театра. Он родился 27 марта 1922 года в Тюмени. Семья перебралась в Барнаул, когда Алексею было одиннадцать лет. Здесь он мальчишкой горячо, с первого взгляда, влюбился в сцену. Судьбоносная встреча с театром произошла в 1936 году. 42-я школа, где учился Алексей, находилась тогда на Демидовской площади, а недалеко, на улице Ползунова, в Народном доме (сейчас – краевая филармония) работал Алтайский краевой драматический театр. Школьников повели на спектакль «Горе от ума» с легендарным артистом и режиссером Василием Познанским в роли Чацкого. Театр буквально ослепил мальчишку благородством лиц на сцене и пышностью интерьера. С этого дня Алексей потерял покой. «Шальная» мысль поступать «на актера» пришла сразу, но мечтал он об этом втайне. И театр ответил на эти пылкие юношеские грезы взаимностью.

002_1920-min.jpg

«…случилось чудо – к нам в школу пришел человек из театра. Человек оказался помощником режиссера. (…) Говорит нам: так и так, ребята, мы вас приглашаем помочь театру. Сейчас мы готовим в связи с событиями в Испании очень хорошую пьесу – «Алькасар», нам нужно 30 человек в массовые сцены. Нас, конечно, не было 30 человек, но мы все как один согласились, с великим пылом. А еще он сказал, что нам будут понемножку платить, и это еще сильней подогрело наш театральный энтузиазм. Еще бы, первые деньги! А платили, как сейчас помню, по рублю за спектакль. Начались репетиции, репетиции этого знаменитого «Алькасара». (…) …мы не ведали, что творим – все уроки, все заботы о школе ушли далеко-далеко, не до них было. Мы пропадали в театре с утра до поздней ночи», - вспоминал Самохвалов через много лет в книге «Исповедь провинциального актера».

Самохвалов 4_1920-min.jpg

Он играл весь сезон 1937-1938 гг., совмещая занятия в школе в эпизодических ролях в «Царе Федоре Иоанновиче», «Гибели эскадры», «Анне Карениной». А затем по рекомендации Познанского Алексей поступил в драматическую студию Новосибирского театра «Красный факел» к Вере Редлих. После первого года учебы в Барнауле открывается первое на Алтае Театральное училище, и Алексей, не раздумывая, подал документы в приемную комиссию. В актерском классе Алексей Самохвалов репетировал Чацкого, играл отрывки из пьес Чехова и Гольдони, но закончить училище помешала война. Самохвалов был призван, учился в военной школе, служил в московских внутренних частях. И в военные годы не оставил театра: руководил художественной самодеятельностью в армейском клубе, ставил пьесы, в «Русских людях» Константина Симонова сам сыграл Сафонова.

Вторая встреча случилась с краевым театром, когда Алексей Николаевич вернулся в послевоенный Барнаул в 1948 году – сначала директором в Железнодорожный клуб, а после артистом на родную сцену. Алтайской краевой драмы тогда переживал бурную эпоху смены поколений. «Такой молодой и сильной команды я на своем веку в нашем театре не помню, не было больше столько талантливой молодежи сразу, как в те послевоенные годы. И образование у многих было уже солидным, фундаментальным – кто ГИТИС закончил, кто Горьковское театральное училище, один даже был со ВГИКовским образованием», - вспоминал артист.

Артисту прочили карьеру в амплуа героя, такие роли как Чацкий, Арбенин… Но успех, да еще какой, пришел совсем с другой стороны – комической, в роли Шока в современной комедии-водевиле Ц. Солодаря «В сиреневом саду», который поставил режиссер Константин Миленко. Как точно он сумел разглядеть в Самохвалове качества комедийного, гротескового актера – успех был феноменальный!

3_1920-min.jpg

На спектакле побывал ленинградский писатель Аркадий Минчковский, который написал в «Алтайской правде»: «Пожалуй, наибольшая удача спектакля сатирический образ «брата-хозяйки» Шока. Вот поистине новый, еще не появлявшийся на сцене персонаж, метко схваченный драматургом и театром. Шок одновременно верный холуй директора дома отдыха Душечкина, помощник его во всяких безобразиях, и его обнаглевший «запанибрат», мелкий жулик и крупный интриган. Тем и типичен Шок, что, будучи ничтожеством, он своей «деятельностью» на маленьких местах наносит большой вред любому делу. Шоку все равно, где и кем работать, лишь бы была возможность что-то стяпать. Молодому артисту Самохвалову удался сложно построенный образ Шока. При глуповатой внешности Шок очень хитер и даже по-своему умен…Хочется думать, что удача молодого актера не случайна, что перед нами незаурядное комедийное дарование».

Не удивительно, что заполучить в труппу талантливого молодого актера стремились режиссеры из соседних театров – его приглашали в Кемерово, но уехал он гораздо дальше, на Камчатку, затем работал в Кемерово, Орджоникидзе, Тюмени.

5_1920-min.jpg

Возвратился в Барнаул, на это раз окончательно, лишь в 1974 году, в колоссальной творческой форме, имея за плечами не только роли, но еще и режиссерское образование и опыт.В 1979 году Алексею Николаевичу Самохвалову Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР» и вручена правительственная награда - медаль «За трудовую доблесть». Своими ролями в 70-80-е годы он внес выдающийся вклад в золотой фонд театрального искусства Алтая. Это Иван Грозный в «Василисе Мелентьевой» А.Н. Островского и Чепурин в спектакле по роману Г. Акулова «В лесах, за Волгой», Кэбот в пьесе О’Нила «Любовь под вязами» и шекспировский Антоний из «Зимней сказки», Аттилио в «Цилиндре» Эдуардо де Филиппо и Тевье-молочник в «Поминальной молитве» Г. Горина, Шилов в драме В.Черных «Превышение власти» и шукшинские герои: Простой человек из спектакля «Энергичные люди» и Поп-расстрига из «Верую… Верую! Верую…».

Вспоминает артист театра Вадим Синицын: «Алексей Николаевич был актером большой внутренней силы. Он только вышел на сцену, сказал два слова – и сразу все становилось понятно. Сейчас таких актеров, наверное, нет - сейчас таких не делают. У него это от бога. Я встретился с ним впервые в «Василисе Мелентьевой», где он играл Ивана Грозного, а я шута. Я видел много Грозных на сцене, но этот был самый впечатляющий, я его даже немного побаивался. А то, как он произносил «Верую!» в спектакле по Шукшину, до сих пор звучит в ушах, до такой степени это было здорово. А еще он очень болел за театр – за театр вообще и за свой театр. Его очень волновало, что в нем происходит, он не боялся говорить и высказывать собственное мнение - и имел на это полное право».

В 1990-е годы Самохвалов играет в мировой классике - президента Фон Вальтера в трагедии Ф. Шиллера «Коварство и любовь», трудягу Энгстрана в «Привидениях» Г. Ибсена, мудрого и простодушного старика Ферапонта в драме А.П. Чехова «Три сестры»…

6_1920-min.jpgВспоминает театровед Елена Кожевникова: «У Алексея Самохвалова была природа живородящего таланта. Выходя на сцену, он перемещался в другое измерение, был актером такой мощи, что перехватывало горло. Помню его в спектакле Владимира Черткова «Любовь под вязами», где он играл Эфраима Кэбота. Там он взял на себя сто жизней - столько там было страдания и боли и столько же внутренней силы. Причем он не изображал, он всегда играл на живую нитку. У дяди Леши, как его называли в театре, было очень большое сердце, которое вмещало любовь к людям и к театру. Он был очень ответственным и очень интуитивно развитым. Терпеть не мог плохой режиссуры, если в спектакле ничего не происходило».

На протяжении многих лет А.Н. Самохвалов плодотворно занимался и театральной режиссурой, на сцене театра драмы в его постановке были осуществлены 6 спектаклей для детей: «Конек-горбунок» П.Ершова (1966), «Два клена» Е.Шварца (1976), «Королевство кривых зеркал» В.Губарева и другие.

Алексей Николаевич любил молодежь и старался поддерживать своих коллег, был по-отечески строг.

Вспоминает заслуженный артист России Эдуард Тимошенко. «Для нас он был дядей Лешей – он старался держаться с нами по-свойски, без дистанции. Но был остр на язык - в работе и особенно в своих замечаниях. Всем доставалось от него - такой закалки был человек, и его слушали беспрекословно».

Алексей Самохвалов впервые учредил специальную премию для молодых артистов и сотрудников театра и сам же ее профинансировал. Премия жива до сих пор и вручается каждый сезон.

7_1920-min.JPGВспоминает артист Дмитрий Плеханов: «У Самохвалова я учился всему – его видению мизансцены, нахождению в мизансцене, импровизации. Как же было интересно наблюдать из-за кулис за тем, как он ткет живую ткань спектакля, как готовится к роли. Это были потрясающие уроки профессии!»

Почти до последнего Алексей Николаевич выходил на сцену, был занят в спектаклях «Два ангела — четыре человека», «Собачье сердце» и «Пиковая дама». В 2010 году Алексея Самохвалов наградили специальной премией "За честь и достоинство" театрального фестиваля-конкурса "Ново-Сибирский транзит".

Вспоминает Галина Зорина, заслуженная артистка Алтайского края: «Он только выходил - высокий, красивый, статный, самодостаточный - и с ним выходила вся его биография, целая жизнь. И тут же раздавались громкие аплодисменты, просто невозможно было не аплодировать такому человеку».

Последний раз Алексей Николаевич вышел на сцену родного театра 10 декабря 2016 года, почти за год до смерти, в спектакле «Пиковая дама» - ему было 94 года.

8_1920-min.jpg

В заключение дадим слово самому артисту – вот что он писал в своей книге «Исповедь провинциального актера»:

о ведущем артисте:

«Ведущий артист – это тот, кто может вести за собой всех исполнителей, выстраивать и держать темпоритмы всего спектакля. Он являлся носителем, воплотителем и хранителем режиссерской идеи, концепции спектакля. Это очень ответственная работа и высокое мастерство – быть ведущим актером. Если такого «ведущего» артиста в труппе не было, то спектакль и ставить не стоило, любой спектакль без ведущего актера развалился бы мгновенно».

об актерском ансамбле:

«Ансамблевость – необходимейшее условие было для театрального творчества. Помню, в «Ревизоре» такие уж талантища вместе играли, им ли не соревноваться!.. Но каждый старался не соло свое выдать, а темпоритм перехватить у партнера, да поднять его до нужного уровня, а там еще выше, еще напряженней – и все друг за другом тянулись, не во имя себя, любимого, а во имя ансамбля, во имя спектакля!»

о гениальности:

«… каждый актер считает себя гением, и убежден, что он один может эту роль сыграть. Большое заблуждение!.. Никто не может все играть. Никто. Природой не дано все сыграть».

9_1920-min.jpg

Дорогие друзья, 27 марта мы, как всегда, будем отмечать Международный день театра и день рождения Алексея Николаевича Самохвалова. К 100-летию артиста с 12 до 16 часов будут демонстрироваться два документальных фильма о жизни и творчестве нашего выдающегося коллеги. Подробная программа мероприятий здесь https://altdrama.ru/news/Ves-den-teatr

другие новости