Дмитрий Войдак: «Я не драматург, я — сказочник»

Дмитрий Войдак: «Я не драматург, я — сказочник»

все новости

В театре драмы идут репетиции детской новогодней сказки «Космический Новый год». Пьесу специально для театра создал омский актер и драматург Дмитрий Войдак. Дмитрий пишет для детей уже 12 лет, на его счету более 20 пьес и инсценировок. Спектакли по его произведениям идут в кукольных и драматических театрах Томска, Северска, Екатеринбурга, Тюмени, Новосибирска, Йошкар-Олы, Омска, Уфы, Костромы, Балашихи, Кызыла и даже в Украине и Эстонии.

На днях Дмитрий был признан победителем в номинации «Лучшая актерская работа» за роль Петера в спектакле «Холодное сердце» театра «Арлекин» по итогам Первого Всероссийского фестиваля театров кукол «Зазеркалье», который прошел в Барнауле. Мы встретились с Дмитрием, чтобы поздравить и поговорить о театре, сказках и детях.

В «куклах» можно все

Сочинение различных текстов, творческое отношение к чужим сочинениям были в жизни Дмитрия с самого детства. Писал эпиграммы, стихи, придумывал сценарии школьных мероприятий и переделывал песенки. Но учиться пошел все-таки на артиста. Начал с драматического кружка и Омского колледжа культуры и искусства, а закончил Санкт-Петербургской академией театрального искусства.

Буквально с первых же дней работы в Омском театре куклы, актера и маски «Арлекин» он понял, что здесь можно осуществить любую, даже самую безумную идею. И его затянуло.

«Меня привлекли безграничные возможности театра кукол. В то время труппа работала над чеховской «Чайкой», и, когда в финале голова застрелившегося Треплева в прямом смысле слова распалась на две части, я понял, что в театре кукол можно все!»

Дети и папы

Дмитрий стал артистом, потом отцом и только затем автором. Поначалу режиссер привлекал Дмитрия к сочинению новогодних интермедий у ёлки. Первую инсценировку для полноценного уже спектакля он сделал по сказке А. Волкова «Волшебник Изумрудного города», и уже 12-ый год этот спектакль с успехом идёт в омском театре «Арлекин».

Свою нишу как автора актер увидел в написании пьес для самых маленьких зрителей.

«Кто работает в театре кукол знает, что там постоянно дефицит детской драматургии. Режиссеры сами переписывают сказки, но новые названия очень редко встречаются, всё "Красные шапочки" да "Колобки". В 2005 году у нас открылась сцена «на подушках», для ребятишек от 2-х до 4-х. Нужен был какой-то репертуар, и я начал писать инсценировки, сочинять истории сам. Так появился "Соломенный бычок", потом "Придёт серенький волчок", пьеса «Дармидоша и мыльные пузыри, или Мыльнопузыряндия дракоши», которую любят брать в свой репертуар детские коллективы, чему я очень рад».

Дмитрий всерьез начал заниматься сочинительством только став отцом. Своей первой авторской пьесой Войдак считает «папаМучительную-папамУчительную сказку», созданную из опыта первых родительских шагов.

«В 2009 году, когда моему сыну Степану исполнилось 4 года, я написал «папаМучительную -папамУчительную сказку». Мне показалась забавной эта игра слов, и я подумал, а почему бы не написать пьесу? Вот так из названия и выросла, на мой взгляд, очень даже симпатичная история взаимоотношений отца с сыном, она во многом автобиографична, но основанная на ситуациях, знакомых многим отцам».

Дебютная пьеса стала серьезной победой начинающего сочинителя на профессиональном уровне. Она принесла Войдаку вторую премию (первая не вручалась) международного конкурса драматургов «Евразия - 2013» в номинации «Пьеса для детского театра».

Через год – новая пьеса, «Богатырь Степан Ромашкин», и вновь победа на конкурсе. Главного героя автор назвал в честь сына.

«Хотелось придумать историю современного богатыря. Я задумался - какой бы она могла быть? Имя Степана для богатыря вполне подходящее, а фамилию «Ромашкин» для него предложила супруга. Иногда эту пьесу называют беспроблемной. Я так не считаю. Просто взрослые выросли и забыли, что для детей любой пустяк может стать большой трагедией. Для Степана Ромашкина – это внутренняя нестыковка богатырского самоощущения и нежной «цветочной» фамилии. Может, это и не проблема в глобальном понимании этого слова, но детям сказка очень нравится!».

Слова и действие

Актерская природа и знание театра изнутри одновременно помогают и мешают сочинительству для сцены, - рассуждает Дмитрий Войдак. Он не считает себя профессиональным драматургом:

«Я всё-таки в первую очередь актёр и любой текст волей-неволей мысленно переношу на сцену. И когда сам пишу пьесу, я вижу спектакль. Не могу написать, если не понимаю, как можно это сделать. Профессиональный драматург, наверное бы решил, что это проблемы режиссера и художника. Я так не могу. Мне моя основная профессия в какой-то степени помогает, а в какой-то мешает сочинять».

Как актер в первую очередь, Дмитрий спокойно относится к тому, как с его произведениями работают режиссеры: сокращают или переделывают, если нужно. Ему самому, как автору не раз приходилось сокращать для театров чужие тексты.

Когда московский Театр «Тень» и его руководитель, экспериментатор Илья Эпельбаум объявили открытый конкурс на создание мини-пьес «Сокращаем Шекспира» для спектаклей длительностью 3-5 минут, Дмитрий прислал 9 крохотных пьес и стал победителем. Конкурс выиграл его «Отелло». Сейчас в репертуаре "Кук- кафе «У Шекспира»" в театре «Тень» можно посмотреть семь шекспировских пьес, сокращенных Войдаком.

«Если слова в театре можно заменить действием – это прекрасно!»

Новый год и в космосе Новый год

Чудесные новогодние истории для детского автора – головная боль, которая нередко заводит в творческий тупик. Ведь сколько ни пиши, ни придумывай чего-то нового, оригинального, в итоге нужно, чтобы сюжет непременно закончился счастливым концом с обязательным «елочка, зажгись!».

Режиссер Максим Астафьев предложил Дмитрию написать для театра драмы эксклюзивную новогоднюю сказку на космическую тему. Обсуждались различные сюжеты - от межпланетного сбора волшебников до межгалактической битвы Дедов Морозов. В итоге победила старая добрая классика, основанная на семейных ценностях.

«А почему бы не встретить Новый год в космосе? – подумал я и отправил папу главных героев работать на космическую станцию - Для меня это очень важный момент- участие в жизни и воспитании ребёнка именно отца. Об этом, собственно и "папаМучительная сказка", когда папа целыми днями пропадает на работе, а сын ждёт, ждёт папу, не дождавшись ложится спать, а на утро всё опять повторяется. Но папой надо быть не на работе, а дома, и это необходимо и для папы и, в первую очередь, для ребёнка. В новогодней истории дети ждут папу из космоса. Здесь папа на работе не на соседней улице, и даже не в другом городе, он на другой планете... и это в канун Нового года! Дети решают полететь к нему. Строят космический корабль, берут с собой подарки для отца и отправляются в долгий путь от одной планеты к другой, и на каждой свои обитатели, своя чудесная история и беда, с которой дети обязательно справятся, даже если придется пожертвовать подарками. Но как в любой новогодней истории здесь конечно же будет счастливый финал».

В театре сказку начнут показывать через месяц – 21 декабря. Сейчас готовятся декорации, почти готовы роскошные костюмы для создания образов инопланетян. В сказке будет много смешных персонажей. Не обошлось без любимых Дмитрием котов, которыми он населяет почти все свои сказки. В космическое путешествие вместе с детьми отправится Кошка Зефирка и даже робота в сказке зовут по-кошачьи – Рыжик.

Дмитрий Войдак: родился 5 декабря 1979 г.
Заслуженный деятель культуры Омской области. В театре с 1999 года.
Актёр Омского государственного театра куклы, актёра, маски «Арлекин», ведущий мастер сцены.
Окончил Омский колледж культуры и искусства в 2000 г. и Санкт -Петербургскую академию театрального искусства в 2006 г.

другие новости