Итоги II Золотухинского молодежного театрального фестиваля от журналиста Сергея Зюзина

Итоги II Золотухинского молодежного театрального фестиваля от журналиста Сергея Зюзина

все новости

Не погнались за трендами
Золотухинский молодежный фестиваль порадовал качеством спектаклей

Абсолютное большинство сибирских городов не избалованы всероссийскими творческими форумами. В Барнауле II Золотухинский молодежный театральный фестиваль ждали с большим нетерпением, и в целом он оправдал надежды. О фестивале еще долго будут вспоминать и спорить.

В поисках нового Чехова

Одиннадцать театров России представили свои постановки на театральных площадках Барнаула. В конкурсную программу вошли спектакли самых разных жанров и форматов: драма, комедия, трагедия, городская легенда, притча, публицистическая монодрама, вербатим и спектакль для всей семьи. Зрители увидели спектакли по пьесам Уильяма Шекспира, Николая Гоголя, Антона Чехова, Михаила Зощенко, Бертольда Брехта. Современные авторы были представлены в афише фестиваля Захаром Прилепиным, Владимиром Гуркиным, Виктором Ольшанским и даже школьником из Ростовской области Андреем Руденко.

Уже одно перечисление этих фамилий высвечивает одну из главных проблем нынешнего театра, связанную с нехваткой качественных пьес современных авторов. В особенности пьес на молодежную тематику. Конечно, классика на то и классика, чтобы с ее помощью говорить о наболевшем, о том, что волнует сегодня. Тоскуют современные женщины по сильному мужскому плечу – а что по этому поводу думал Вильям наш Шекспир в своей комедии «Укрощение строптивой»? Вот и брехтовского «Доброго человека из Сычуани» в наши дни воспринимаешь иначе, чем в эпоху знаменитой Таганки.

- Смотришь и думаешь: «А сам-то ты кто? Если в 60-е годы можно было сказать про себя: «Я добрый человек из Сычуани», то теперь, чтобы заявить такое, нужно пойти на большую жертву. А мы к ней не готовы. Или устали быть готовыми, - рассуждает член фестивального жюри театровед Елена Кожевникова.

Классика всегда дает много возможностей для осмысления современности. Однако на дворе XXI век. Можно, наверное, как это сделали в Тюменском драматическом театре, отобрать у Ромео, Меркуцио, Тибальта шпаги и выдать семействам Монтекки и Капулетти пистолеты, плееры с наушниками и мобильные телефоны. Да только простой заменой театрального реквизита на все вызовы времени не ответишь. Современные отцы и дети сталкиваются с ситуациями, о которых великие драматурги и не подозревали.

Во время Золотухинского фестиваля состоялось награждение победителей краевого конкурса драматургических произведений «Авторская сцена Алтая». Идею его проведения дал известный в Барнауле арт-критик Вадим Климов. На конкурс было прислано 18 пьес от десяти авторов из Барнаула, Рубцовска, Новоалтайска и из сельских районов. В состав жюри входил и автор этих строк, спецкор «РГ». Жюри почитало, обсудило, немного поспорило и определило победителей. Но, честно говоря, ни одна пьеса не впечатлила – ни членов жюри, ни театральных деятелей. Конкурс прошел, а ставить нечего. Где ты, современный Чехов?

Прийти на допрос

Режиссеры вынуждены искать материал не только в современной драматургии, но и прозе. Магнитогорский драматический театр привез в Барнаул «Допрос» по повести Захара Прилепина. В основу повести легла история двух друзей, обвиненных в убийстве по ложной ориентировке. В полиции во время допроса их избили. Друзья получили не столько физические, сколько моральные травмы. В обычную, слегка шалопайскую и достаточно незатейливую жизнь молодых людей ворвались унижение и ужас. И главный герой задумался о многом. В числе других его стали мучить извечный русский вопрос: «Зачем я живу?» и другой, не менее важный: «Что значит быть мужчиной в наше время?».

Перекладывать прозу на язык драматургии всегда очень непросто. Магнитогорцам переплавка прилепинского текста удалась. «Допрос» идет без антракта и смотрится на одном дыхании. Добротная литературная основа подкрепляется любопытными режиссерскими ходами. Спектакль цепляет и ровесников главных героев, и представителей старших поколений. По сути, зрителям предложили очередное размышление на вечную тему «Отцы и дети».

Из прилепинской повести запросто можно было слепить давно набившую оскомину чернуху-бытовуху, но магнитогорский «Допрос» получился жизнеутверждающим. «Блудный сын» возвращается домой. Он возмужал. Он переосмыслил свое отношение к «предкам» и любимой девушке. Герой соскучился «в своей темноте по свету». Наконец, он почувствовал, что ему мало жить только собой и своими физиологическими интересами. - Театры пытаются выжить в нелегких экономических условиях, а, значит, предлагают своему зрителю пьесы, уверенно претендующие на кассу. Среди них попадаются и хорошие, но, как правило, они ничего не говорят о настоящем, о сущностном. Мне история, рассказанная Прилепиным, очень близка. Она схожа с тем, что происходит в нашей стране: подчинение человеческой природы неким высшим государственным интересам.

Труппе тема «Допроса» понравилась. В Магнитогорске постановку очень хорошо восприняли. Вообще там удивительный зритель, любящий серьезный театр. В Магнитке думающий зритель не ушел из театра, как не ушел из него и зритель-мужчина. Сегодня очень важно тормошить общество, будоражить, не дать ему окончательно спрятаться во внутреннюю Монголию. Увы, не всегда получается, - сказал «РГ» режиссер-постановщик Олег Хапов.

После «Допроса» аплодисменты были долгими и бурными - алтайская публика, особенно молодежь, соскучилась по острым, злободневным спектаклям. Зритель уже сыт по горло незатейливыми комедиями и сладенькими водевилями, на которых полагается расслабляться и отвлекаться от житейских проблем. Зритель готов прийти на спектакль-допрос. Он даже готов добираться из сельской глубинки на не самом комфортабельном автобусе. Так сделали самодеятельные артисты народного театра из села Ребриха. Возглавивший делегацию селян-театралов Сергей Чикильдик, председатель комитета по культуре и делам молодежи администрации Ребрихинского района, не скрывал удовольствия: «Угадали со спектаклем!». Ребрихинцы, чей театр считается одним из лучших народных театров края, могли выбрать фестивальный спектакль, поставленный по пьесе кого-нибудь из классиков, но им захотелось глотка свежего воздуха. Захотелось не размышлений над вечными вопросами человеческого бытия, а честного разговора на тему дня сегодняшнего.

Без пустых небес и пустой души

Золотухинскому фестивалю есть куда расти и развиваться. Было бы лучше, если б все спектакли шли в вечернее время – не каждый поклонник Мельпомены готов выбраться в театр в середине рабочего дня. Актеры и режиссеры местных и приезжих театров говорили, что оставляла желать лучшего процедура обсуждения спектаклей. Обсуждение, диалог для участников фестиваля - ценнейший момент. По мнению приезжих критиков, афиша фестиваля получилась достойной и качественной. Зато на вкус барнаульской публики, в ней все равно не хватало спектаклей сибирских грандов: «Красного факела», «Глобуса», Красноярского ТЮЗа. В кулуарах фестиваля не скрывают: отношения между театральными Барнаулом и Новосибирском в последние годы охладели. Вызвал вопросы и выбор спектакля, которому отдали Гран-при. Когда организаторы фестиваля получают главный приз, у многих неизбежно возникает чувство неловкости и как-то сразу вспоминается сакраментальное: «В Техасе должны побеждать только техасцы». Тем не менее, Золотухинский фестиваль в целом оставил ощущение праздника.

- Ваш фестиваль должен накапливать собственную культурную плодородную почву, - советует литературный и театральный критик, эксперт «Золотой маски» Капитолина Кокшенева. – Надо не просто собирать спектакли, которые в тренде, а спектакли, которые помимо тренда задают высокую художественную планку. Я бы предложила руководству фестиваля взять на себя миссию формирования драматургии, рассчитанной на молодого зрителя. Но не пустой, не трэшевой, не брендовой и не трендовой, а драматургии, где был бы Человек. Человек не как картонка, не как знак молодежной субкультуры, а личность со всеми его сложными вопрошаниями: «Зачем я живу?», «Куда я иду?». Чтобы в драматургии не было пустых небес и пустой души. Пусть она дает зрителю дорогу, по которой можно идти в раздумье. Пусть она дает боль за человека. Если у режиссеров, у актеров, у дирекции фестиваля будет болеть душа за человека, фестиваль будет жить. Глядишь, на такой почве и хорошие местные драматурги вырастут.

Некоторые итоги

Гран-при фестиваля удостоился спектакль Молодежного театра Алтая «Вишневый сад». Поставил его новосибирец, заслуженный деятель искусств России Сергей Афанасьев. Он и стал лауреатом в номинации «Лучший режиссер». Алексей Логачев, сделавший в Алтайском краевом театре драмы спектакль «Укрощение строптивой», победил в номинации «За мастерство в молодой режиссуре». Кстати, именно эти два спектакля собрали значительную долю других наград. Лауреатами в номинации «Главная мужская роль» стали Александр Савин за роль Ермолая Лопахина в «Вишневом саде» и Константин Кольцов, сыгравший Петруччо в «Укрощении строптивой». Такая же ситуация повторилась с «Главной женской ролью» - успех разделили Галина Чумакова (роль Раневской) и Елена Адушева (роль Катарины). Игра Елены Адушевой особенно восхитила председателя жюри народную артистку России Ольгу Дроздову. Приз за «Лучшую женскую эпизодическую роль» получила Ольга Любицкая, сыгравшая Знатока в шекспировской комедии. А лучшим актерским дуэтом второго плана жюри признало Ольгу Жучкову и Евгения Быкова за роли Дуняши и Яши в комедии Чехова. Среди других можно выделить номинацию «За творческий ансамбль», доставшуюся Альметьевскому татарскому драматическому театру, который привозил на фестиваль представление-притчу «Добрый человек из Сычуани».

Сергей Зюзин,  "Российская газета" № 226 (7094) от 06.10.2016

другие новости