Не погнались за трендами
Золотухинский молодежный фестиваль порадовал качеством спектаклей
Абсолютное большинство сибирских городов не избалованы всероссийскими творческими форумами. В Барнауле II Золотухинский молодежный театральный фестиваль ждали с большим нетерпением, и в целом он оправдал надежды. О фестивале еще долго будут вспоминать и спорить.
В поисках нового Чехова
Одиннадцать театров России представили свои постановки на театральных площадках Барнаула. В конкурсную программу вошли спектакли самых разных жанров и форматов: драма, комедия, трагедия, городская легенда, притча, публицистическая монодрама, вербатим и спектакль для всей семьи. Зрители увидели спектакли по пьесам Уильяма Шекспира, Николая Гоголя, Антона Чехова, Михаила Зощенко, Бертольда Брехта. Современные авторы были представлены в афише фестиваля Захаром Прилепиным, Владимиром Гуркиным, Виктором Ольшанским и даже школьником из Ростовской области Андреем Руденко.
Уже одно перечисление этих фамилий высвечивает одну из главных проблем нынешнего театра, связанную с нехваткой качественных пьес современных авторов. В особенности пьес на молодежную тематику. Конечно, классика на то и классика, чтобы с ее помощью говорить о наболевшем, о том, что волнует сегодня. Тоскуют современные женщины по сильному мужскому плечу – а что по этому поводу думал Вильям наш Шекспир в своей комедии «Укрощение строптивой»? Вот и брехтовского «Доброго человека из Сычуани» в наши дни воспринимаешь иначе, чем в эпоху знаменитой Таганки.
- Смотришь и думаешь: «А сам-то ты кто? Если в 60-е годы можно было сказать про себя: «Я добрый человек из Сычуани», то теперь, чтобы заявить такое, нужно пойти на большую жертву. А мы к ней не готовы. Или устали быть готовыми, - рассуждает член фестивального жюри театровед Елена Кожевникова.
Классика всегда дает много возможностей для осмысления современности. Однако на дворе XXI век. Можно, наверное, как это сделали в Тюменском драматическом театре, отобрать у Ромео, Меркуцио, Тибальта шпаги и выдать семействам Монтекки и Капулетти пистолеты, плееры с наушниками и мобильные телефоны. Да только простой заменой театрального реквизита на все вызовы времени не ответишь. Современные отцы и дети сталкиваются с ситуациями, о которых великие драматурги и не подозревали.
Во время Золотухинского фестиваля состоялось награждение победителей краевого конкурса драматургических произведений «Авторская сцена Алтая». Идею его проведения дал известный в Барнауле арт-критик Вадим Климов. На конкурс было прислано 18 пьес от десяти авторов из Барнаула, Рубцовска, Новоалтайска и из сельских районов. В состав жюри входил и автор этих строк, спецкор «РГ». Жюри почитало, обсудило, немного поспорило и определило победителей. Но, честно говоря, ни одна пьеса не впечатлила – ни членов жюри, ни театральных деятелей. Конкурс прошел, а ставить нечего. Где ты, современный Чехов?
Прийти на допрос
Режиссеры вынуждены искать материал не только в современной драматургии, но и прозе. Магнитогорский драматический театр привез в Барнаул «Допрос» по повести Захара Прилепина. В основу повести легла история двух друзей, обвиненных в убийстве по ложной ориентировке. В полиции во время допроса их избили. Друзья получили не столько физические, сколько моральные травмы. В обычную, слегка шалопайскую и достаточно незатейливую жизнь молодых людей ворвались унижение и ужас. И главный герой задумался о многом. В числе других его стали мучить извечный русский вопрос: «Зачем я живу?» и другой, не менее важный: «Что значит быть мужчиной в наше время?».
Перекладывать прозу на язык драматургии всегда очень непросто. Магнитогорцам переплавка прилепинского текста удалась. «Допрос» идет без антракта и смотрится на одном дыхании. Добротная литературная основа подкрепляется любопытными режиссерскими ходами. Спектакль цепляет и ровесников главных героев, и представителей старших поколений. По сути, зрителям предложили очередное размышление на вечную тему «Отцы и дети».
Из прилепинской повести запросто можно было слепить давно набившую оскомину чернуху-бытовуху, но магнитогорский «Допрос» получился жизнеутверждающим. «Блудный сын» возвращается домой. Он возмужал. Он переосмыслил свое отношение к «предкам» и любимой девушке. Герой соскучился «в своей темноте по свету». Наконец, он почувствовал, что ему мало жить только собой и своими физиологическими интересами. - Театры пытаются выжить в нелегких экономических условиях, а, значит, предлагают своему зрителю пьесы, уверенно претендующие на кассу. Среди них попадаются и хорошие, но, как правило, они ничего не говорят о настоящем, о сущностном. Мне история, рассказанная Прилепиным, очень близка. Она схожа с тем, что происходит в нашей стране: подчинение человеческой природы неким высшим государственным интересам.
Труппе тема «Допроса» понравилась. В Магнитогорске постановку очень хорошо восприняли. Вообще там удивительный зритель, любящий серьезный театр. В Магнитке думающий зритель не ушел из театра, как не ушел из него и зритель-мужчина. Сегодня очень важно тормошить общество, будоражить, не дать ему окончательно спрятаться во внутреннюю Монголию. Увы, не всегда получается, - сказал «РГ» режиссер-постановщик Олег Хапов.
После «Допроса» аплодисменты были долгими и бурными - алтайская публика, особенно молодежь, соскучилась по острым, злободневным спектаклям. Зритель уже сыт по горло незатейливыми комедиями и сладенькими водевилями, на которых полагается расслабляться и отвлекаться от житейских проблем. Зритель готов прийти на спектакль-допрос. Он даже готов добираться из сельской глубинки на не самом комфортабельном автобусе. Так сделали самодеятельные артисты народного театра из села Ребриха. Возглавивший делегацию селян-театралов Сергей Чикильдик, председатель комитета по культуре и делам молодежи администрации Ребрихинского района, не скрывал удовольствия: «Угадали со спектаклем!». Ребрихинцы, чей театр считается одним из лучших народных театров края, могли выбрать фестивальный спектакль, поставленный по пьесе кого-нибудь из классиков, но им захотелось глотка свежего воздуха. Захотелось не размышлений над вечными вопросами человеческого бытия, а честного разговора на тему дня сегодняшнего.
Без пустых небес и пустой души
Золотухинскому фестивалю есть куда расти и развиваться. Было бы лучше, если б все спектакли шли в вечернее время – не каждый поклонник Мельпомены готов выбраться в театр в середине рабочего дня. Актеры и режиссеры местных и приезжих театров говорили, что оставляла желать лучшего процедура обсуждения спектаклей. Обсуждение, диалог для участников фестиваля - ценнейший момент. По мнению приезжих критиков, афиша фестиваля получилась достойной и качественной. Зато на вкус барнаульской публики, в ней все равно не хватало спектаклей сибирских грандов: «Красного факела», «Глобуса», Красноярского ТЮЗа. В кулуарах фестиваля не скрывают: отношения между театральными Барнаулом и Новосибирском в последние годы охладели. Вызвал вопросы и выбор спектакля, которому отдали Гран-при. Когда организаторы фестиваля получают главный приз, у многих неизбежно возникает чувство неловкости и как-то сразу вспоминается сакраментальное: «В Техасе должны побеждать только техасцы». Тем не менее, Золотухинский фестиваль в целом оставил ощущение праздника.
- Ваш фестиваль должен накапливать собственную культурную плодородную почву, - советует литературный и театральный критик, эксперт «Золотой маски» Капитолина Кокшенева. – Надо не просто собирать спектакли, которые в тренде, а спектакли, которые помимо тренда задают высокую художественную планку. Я бы предложила руководству фестиваля взять на себя миссию формирования драматургии, рассчитанной на молодого зрителя. Но не пустой, не трэшевой, не брендовой и не трендовой, а драматургии, где был бы Человек. Человек не как картонка, не как знак молодежной субкультуры, а личность со всеми его сложными вопрошаниями: «Зачем я живу?», «Куда я иду?». Чтобы в драматургии не было пустых небес и пустой души. Пусть она дает зрителю дорогу, по которой можно идти в раздумье. Пусть она дает боль за человека. Если у режиссеров, у актеров, у дирекции фестиваля будет болеть душа за человека, фестиваль будет жить. Глядишь, на такой почве и хорошие местные драматурги вырастут.
Некоторые итоги
Гран-при фестиваля удостоился спектакль Молодежного театра Алтая «Вишневый сад». Поставил его новосибирец, заслуженный деятель искусств России Сергей Афанасьев. Он и стал лауреатом в номинации «Лучший режиссер». Алексей Логачев, сделавший в Алтайском краевом театре драмы спектакль «Укрощение строптивой», победил в номинации «За мастерство в молодой режиссуре». Кстати, именно эти два спектакля собрали значительную долю других наград. Лауреатами в номинации «Главная мужская роль» стали Александр Савин за роль Ермолая Лопахина в «Вишневом саде» и Константин Кольцов, сыгравший Петруччо в «Укрощении строптивой». Такая же ситуация повторилась с «Главной женской ролью» - успех разделили Галина Чумакова (роль Раневской) и Елена Адушева (роль Катарины). Игра Елены Адушевой особенно восхитила председателя жюри народную артистку России Ольгу Дроздову. Приз за «Лучшую женскую эпизодическую роль» получила Ольга Любицкая, сыгравшая Знатока в шекспировской комедии. А лучшим актерским дуэтом второго плана жюри признало Ольгу Жучкову и Евгения Быкова за роли Дуняши и Яши в комедии Чехова. Среди других можно выделить номинацию «За творческий ансамбль», доставшуюся Альметьевскому татарскому драматическому театру, который привозил на фестиваль представление-притчу «Добрый человек из Сычуани».
Сергей Зюзин, "Российская газета" № 226 (7094) от 06.10.2016