«Мне интересно ломать клише о том, что артисты драматического театра не очень хорошо двигаются. Это не так, - рассказывает режиссёр спектакля. - Я уже ставил пластические спектакли, и когда приходили мои знакомые хореографы, они подтверждали, что видят в актёрах хороших танцовщиков. Если соединить драматических артистов и хореографию, то и получится пластический театр. Это внятная речь и внятное тело, такое соединение даёт интересный, впечатляющий эффект.
Пусть зрители, которые впервые столкнутся с этим видом спектаклей, не переживают, что последний раз «Шинель» они читали много лет назад и уже не помнят точно, о чём эта повесть. Текст у нас будет и для зрителя, который впервые встретится с пластическим театром, это не будет шоком. Не будет вопросов, а что здесь происходит? У нас будут не только танцы, но и слова. В спектакле есть основная канва произведения, а форма отличается от того, к чему все привыкли. Думаю, это поможет зрителям получить новый опыт».
Классическая повесть Н. В. Гоголя «Шинель» написана в намеренно косноязычной сказовой манере, которая перебивается патетическими монологами. Автор рассказывает о жизни самого обычного, или как его назвали литературоведы, «маленького человека».
Главный герой — Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный титулярный советник из Петербурга. Он ревностно выполнял свои обязанности, но сама его роль в департаменте была крайне незначительна. Из-за этого над ним нередко подшучивали молодые чиновники. Акакий Акакиевич мечтал сменить свою старенькую шинель на новую, копил деньги, экономя на всем. Писатель в этой повести выводит в основные персонажи не важных лиц, от которых зависит ход истории, а самого, казалось бы, незаметного и незначительного человека. Тем самым говоря о ценности каждой жизни, о важности каждого человека вне зависимости от его статуса. Литература разворачивается к таким людям, и не зря у писателей существует выражение: «Все мы вышли из гоголевской шинели». Историю Акакия Акакиевича и предстоит рассказать артистам с помощью танца.
Режиссёр уже провел несколько репетиций, посмотрел на возможности и уровень подготовки актёров и сделал вывод о том, что в итоге может получиться яркое высказывание. Актёры готовы к работе, смогут говорить и общаться со зрителем при помощи тела, считает Александр Шуйский.
«Идёт повествование, - рассказывает режиссер, - а потом части, где мы запаковываем написанный текст - в тело. И, мне кажется, такие переходы, словно «американские горки» помогут нам перенести основную идею, переживания героя на сцену. Мы планируем с помощью движения оживлять неодушевленные предметы».
Продолжительность спектакля - около часа. Режиссёр выбрал основной жанр, в котором будут работать артисты. Это современное направление в хореографии контемпорари дэнс (contemporary dance). Оно берёт своё начало с таких танцевальных направлений, как модерн, джаз-модерн, постмодерн. Движения контемпорари дэнс совмещают в себе элементы из джаз-модерна, классического балета, эстрадных танцев. Таким образом, актёры совмещают современный танец и текст из 19 века.
Главное, считает режиссёр, чтобы зрители получили новые яркие впечатления, и чтобы у публики возник внутренний диалог с классическим текстом. В этом он видит ценность новой пластической постановки.
Александр Шуйский – хореограф, основатель и художественный руководитель театра современного танца «Всем телом», преподаватель Gogol School, педагог по современному танцу в ГИТИСе, старший преподаватель кафедры хореографии МГТУ им. К.Г. Разумовского.
С 2009-го по 2020-ый год - артист балета, ведущий мастер сцены в труппе современного танца театра «Балет Москва».
Окончил Московский областной колледж искусств и Московский Государственный Университет культуры и искусств, кафедра современного танца и танцев народов мира.
Режиссер-хореограф творческой лаборатории Театра Наций.
Победитель программы «ТеатрONstage» 2021/22.
Сотрудничал с кафедрой режиссуры балета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова (программа бакалавриата «Искусство современного танца»).
Хореограф драматических спектаклей: «Фигаро» (Театр на Таганке), «Три сестры» (театр-студия «Грань», Новокуйбышевск), «Дыры» (Мастерская Брусникина), «Занос» (театр «Практика»).
Премьера пластического спектакля намечена на 5 марта! Следите за афишей. Ждем вас в Театре!