Сцена из спектакля "Мирное утро" А.Мина, А.Минчковского, 1948г.
Весной 1941 года в театре произошел пожар, выгорела сцена. На время ремонта спектакли были перенесены на сцену летнего театра в городском саду. В афише воскресного вечера 22 июня 1941 года значился премьерный спектакль «Испанцы» М.Ю. Лермонтова, но вместо «Испанцев» в летнем театре состоялся первый военный митинг.
В разгар военного лета труппа приступила к работе над пьесой К.Симонова «Парень из нашего города», но спектакль зрители так и не увидели. Начались самые драматические события в истории театра: директивным указанием сверху труппа была сокращена сначала наполовину, а затем чуть было не целиком. Небольшая группа артистов во главе с режиссером В.Королевичем сумела добиться отмены рокового решения – театр был сохранен!
Осенью 1941 года театр переезжает в Бийск, уступая родную сцену эвакуированным в Барнаул Днепропетровскому русскому драматическому театру и Московскому Камерному театру.
Уже в мае 1942 года на барнаульской сцене блистает слава московской сцены из Камерного театра Алиса Коонен в роли Адрианны Лекуврер.
А первую годовщину войны 22 июня 1942 года в Барнауле отметили постановкой только что написанной Константином Симоновым пьесы «Русские люди», которую представили днепропетровцы. Именно на барнаульской сцене состоялось ее первое театральное крещение – только через месяц «Русские люди» были опубликованы в газете «Правда», после чего сотни театров включили ее в свой репертуар.
Актерский состав театра драмы в Бийске между тем заметно поредел, многие актеры ушли на фронт, но остались прекрасные Симон Рабинов, Яков Муратов, Анатолий Коковкин, Иван Лесников, Александр Шарский, Анатолий Снегин, Татьяна Петрова, Зинаида Знаменская, Анастасия Догадина, Лидия Степанова, Ольга Чугунова, Ирина Гончарова и режиссер Влад Королевич.
Театр открыл свой первый сезон в Бийске в октябре 1941 года начатым еще в Барнауле спектаклем «Парень из нашего города». Позже в Бийске в труппу краевого театра вливается эвакуированный из Москвы вместе с декорациями, реквизитом и костюмами трех спектаклей театр имени Ленсовета во главе с заслуженным артистом РСФСР Ильей Шлепяновым. Первыми постановками объединенной труппы становятся «Кремлевские куранты» Н. Погодина и «Русские люди» К. Симонова.
В репертуар театра включаются и «московские» спектакли «Дворянское гнездо» И. Тургенева, «Шут Балакирев» А. Мариенгофа, «Сокровища Сампо» А. Щеглова, с большим успехом идут на бийской сцене барнаульские постановки «Овод» по роману Э. Войнич, , «Нора» Г. Ибсена, «Интервенция» Л. Славина, предвоенные премьеры «Парень из нашего города» К. Симонова, «Испанцы» М. Лермонтова.
Летом 1942 года художественным руководителем театра становится профессор Е.А. Лишанский, заслуженный артист УССР. Под его руководством были поставлены спектакли «Осада Лейдена» И. Штока и «Генерал Брусилов» И. Сельвинского, была начата работа над пьесой Л. Леонова «Нашествие», премьера которой состоялась уже в Барнауле.
В августе 1943 года театр возвращается в родной город, где коллектив встречает новый художественный руководитель и директор Илья Боров. Илья Григорьевич Боров — заслуженный артист РСФСР и народный артист Каз.ССР, был выдающимся театральным режиссером, настоящим Мастером. Он сумел поднять сценическое искусство театра до высочайшего профессионального и художественного уровня. Постановки Ильи Борова — «Ревизор» Н.В. Гоголя (где в роли Хлестакова был неподражаемый Иван Лесников, первым на Алтае удостоенный почетного звания заслуженного артиста РСФСР), «Лес», «Доходное место», «Бешеные деньги» и «Волки и овцы» А.Н. Островского, «Живой труп» Л.Н. Толстого, «Васса Железнова» и «Мещане» А.М. Горького — становились настоящими событиями в культурной жизни города.
Театральным салютом Великой Победе прозвучал в 1945 году спектакль «Полководец Суворов» по пьесе И. Бехтерева и А. Разумовского. Образ Суворова создал в спектакле Анатолий Кондратьевич Коковкин. Судьба этого выдающегося артиста оказалась навеки связанной с Алтайским краевым театром драмы. На сцене театра он сыграл около 300 ролей. Мастерство перевоплощения актера не знало себе равных на сибирской сцене. Полководец Суворов, шекспировский Яго, Аким из пьесы «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, Порфирий Петрович из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского, Расплюев из «Свадьбы Кречинского» А. Сухово-Кобылина, Аркадий Счастливцев из «Леса» и Карандышев из «Бесприданницы» А.Н. Островского — все эти образы, созданные А.К. Коковкиным навсегда вошли в золотой фонд сценического искусства.
В «боровский» период в театре работают крупные режиссеры — И. М. Израэль-Сапожников и заслуженный артист РСФСР А.Е. Ларионов, в труппу театра вступают талантливые артисты С.Г. Хлытчиев и Л.П. Перфильева, начинают свою творческую жизнь на сцене такие известные на Алтае актеры, как А.М. Шелякина, Д.Г. Паротиков, Л.И. Двоеглазов. При Алтайском краевом театре драмы И.Г. Боровым была создана театральная студия, которая воспитывала достойную молодую смену. И.Г. Боров руководил театром до 1949 года, и после его ухода театру пришлось испытать немало трудностей.
Фотографии предоставлены Государственным музеем истории, литературы, искусства и культуры Алтая