АРТИСТЫ И РАБОТНИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ПОСЛЕ ВЫЕЗДНОГО СПЕКТАКЛЯ "РАКИ" У КЛУБА ЗАВОДА "ТРАНСМАШ". СЛЕВА НАПРАВО СТОЯТ: ЛАРИОНОВ А.Е., ВАХРУШЕВ Б.А., КОНДАКОВ, ПЕТРУСЕВИЧ, РЕПИН В.Я., ХЛЫТЧИЕВ С.Г., ЯКУШКИНА, ЗОРИНА, ПСАРЕВА Е. СИДЯТ: ЛЮДМИЛОВА Л.П., САВИНКОВА Ф.А.. Г.БАРНАУЛ. 19 АПРЕЛЯ 1953 Г..
С 1953 по 1958 гг. художественное руководство театром осуществляет режиссер Константин Данилович Миленко. В эти годы театр вновь делает значительный шаг вперед. К.Д. Миленко привлекает в театр молодую режиссуру, новых авторов. В 1954 году Алтайский краевой театр драмы впервые обратился к произведению местного автора. Пьеса барнаульского поэта Марка Юдалевича «Ползунов» была поставлена молодым режиссером барнаульским «таировцем» Б.А. Вахрушевым и явилась подлинным театральным открытием (Ползунова сыграл Сергей Хлытчиев, Ломоносова – Алексей Ларионов, Екатерину Великую – Татьяна Тагац).
Сцена из спектакля АКТД «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. Слева направо: заслуженный артист РСФСР А.К. Коковкин – Сиплый, артисты Б.Н. Суров – матрос Алексей и Г.В. Беляев – Вожак группы анархистов. 1956 г.
Первоначально назначенная 24 апреля 1954 года премьера «Ползунова» не состоялась из-за сильнейшего пожара в театре накануне. «На генеральной репетиции пытались воспроизвести пуск паровой машины Ивана Ползунова. Для выразительности использовался театральный спецэффект, который превзошел ожидания. Багровым театральным светом мерцало чрево котла, сцена заполнялась паром, летели снопы искр…» (из воспоминаний народного артиста России Дементия Паротикова).
Премьера была перенесена в клуб Меланжевого комбината и состоялась лишь 5 июня. Для театрального искусства Алтая это было большое событие. В зале собралось более тысячи человек. На сцене, кроме артистов, в больших народных сценах были заняты школьники и военнослужащие местного гарнизона. Привлечены хор и оркестр краевой филармонии. Художественное оформление осуществил Михаил Николаев, ужеоколо 20 лет творивший на сцене театра. Его декорации потрясали воображение зрителей: каждую из картин обрамлял театральный супер-овальный медальон в старинном багете, увенчанный гербом Барнаула.
В 1957 году К.Д. Миленко поставил еще одну пьесу М.И. Юдалевича — «Так добывалась правда». Выдающимися театральными постановками «миленковского» периода стали спектакли «Меч и звезды» Ю. Чепурина, «Первая весна» по повести Г. Николаевой, «Последние» А.М. Горького и получивший самое широкое признание спектакль «Преступление и наказание» по роману Ф.М. Достоевского. В роли Сонечки Мармеладовой в спектакле «Преступление и наказание» успешно дебютировала молодая актриса Мария Бурова.
Заслуженная арт. Груз.ССР Н.Ф. Шелехова в роли Бабушки и артист Б.Н. Суров в роли Директора в спектакле АКТД «Деревья умирают стоя». 1957 г.
В том же году театр впервые выезжает на гастроли в Новосибирский «Красный факел» с 8-ю спектаклями, в том числе везет «Преступление и наказание».
Театральный критик Борис Рясенцев отмечал по этому поводу: «…работа С.Хлытчиева над образом Раскольникова, как и работа Анатолия Коковкина над образом Порфирия Петровича – это работы (не надо бояться такого сильного определения) выдающиеся».
По достоинству был оценен театральный труд режиссера и мастерство лучших актеров Алтайского краевого театра драмы. В 1950-е гг. почетные звания «Заслуженный артист РСФСР» были присвоены артистам И.В. Лесникову (1950), Н. Я. Колину (1950), С.Б. Рабинову (1954), Л.П. Перфильевой (1954), А.К. Коковкину (1955), С.Г. Хлытчиеву (1956), режиссеру К.Д. Миленко (1956).
В сезон 1958- 59 гг. в театр из Киева приезжает выпускник режиссерского факультета Ленинградского театрального института, уже получивший опыт в Даугавпилском русском драматическом театре Эмиль Вайнштейн, который на 10 лет становится главным режиссером и худруком театра.
Фотографии предоставлены Государственным музеем истории, литературы, искусства и культуры Алтая