Торжественное открытие нового театра состоялось 11 февраля 1973 года премьерой спектакля «Салават Юлаев» по пьесе М.Карима.
С осени 1969 года у театра новый художественный руководитель — заслуженный артист РСФСР М.П. Лотков, а в январе 1971 года на пост главного режиссера был приглашен Сергей Константинович Шпанов.
Вместе с ним труппу вступила будущая заслуженная артистка РСФСР Светлана Талалаева, дебютировавшая в нашем театре в роли Королевы Марии в спектакле «Мария Тюдор» по пьесе В. Гюго. Театр обретает актрису редкостного таланта, ставшую гордостью и славой барнаульской сцены. Укрепляется творческий состав театра: почетного звания «Заслуженный артист РСФСР» удостоены Леонид Двоеглазов и Леонтий Полохов (1971 г.), большой успех у зрителей имеют А.Н. Самохвалов, Ю.Ф. Горбухов, А.А. Кирков, М.С. Переверзев, молодые режиссеры В.П. Марин и З.И. Китай, художник А.Н. Бердыченко.
В театр приходит «свой» композитор — М.Ф. Стариков. Ярким и самобытным становится музыкальное оформление спектаклей. Заметным явлением в театральной жизни города стали спектакли «А зори здесь тихие» по повести Б. Васильева, «Чудак-человек» Л. Квина и трагикомедия «Трибунал» А. Макаенка. В «Трибунале» всю мощь своего сценического дарования раскрыл в образе героя пьесы, пастуха Терешки заслуженный артист РСФСР Леонид Иванович Двоеглазов.
С 1973 по 1975 год театр возглавлял режиссер Александр Денисович Смеляков. На новой сцене театра состоялись премьеры «Зимней сказки» В. Шекспира и «Без вины виноватые» А.Н. Островского.
«Зимняя сказка» А.Смелякова была поистине театральной легендой. Действие разворачивалось в огромной, на всю сцену, золотой шкатулке, придуманной художников из Севастополя В.Озерниковым. Шкатулка раскрывалась, и перед зрителями возникал залитый светом великолепный королевский дворец. Зал взрывался аплодисментами еще до начала действия. Спектакль шел в репертуаре 10 лет и неизменно включался во все гастрольные поездки театра.
Заслуженный артист РСФСР Д.Г.ПАРОТИКОВ (САЛАВАТ) И О.Л.КИРИЧЕНКО (ГЮЛЬНАЗИРЫ) В СПЕКТАКЛЕ "САЛАВАТ" (СЕМЬ СНОВИДЕНИЙ СКВОЗЬ ЯВЬ).. Г.БАРНАУЛ.. 1973 Г.
Самым важным событием стала первая постановка на сцене театра произведения В.М. Шукшина. Его сатирическую повесть для театра «Энергичные люди» Алтайский краевой театр драмы поставил одним из первых в России, премьера состоялась 26 февраля 1975 года. Чуть меньше года назад, в мае 1974 года в Ленинграде, в Большом драматическом театре состоялась ее всесоюзная премьера в постановке Георгия Товстоногова. А уже в следующем театральном сезоне 1974/75 гг. «Энергичные люди» шли на нашей сцене. Режиссером спектакля был ученик А.А.Гончарова, выпускник ГИТИСа Владимир Павлович Марин, осуществивший потом немало шукшинских постановок. Играли в спектакле актеры, имена которых впоследствии стали легендарными: заслуженные артисты РСФСР Дементий Паротиков и Леонид Двоеглазов, Людмила Лучкина, Мария Бурова. Интересный факт: в спектакле роль "Двое в штатском" сыграли Александр Кулябин, ныне директор новосибирского театра «Красный факел», и Геннадий Старков, тогда актер, а сейчас педагог по режиссуре и актерскому мастерству АГИК.
С 1975 по 1978 год на посту главного режиссера находится Захар Исаакович Китай. Лучшие спектакли этого периода — «Лето красное», новая пьеса М. Ворфоломеева, право первой постановки которой драматург подарил Алтайскому театру драмы, «Святая святых» И. Друцэ, «Нашествие» Л. Леонова, «Красавец мужчина» А.Островского, «Сказки старого Арбата» А.Арбузова, «А зори здесь тихие» А.Васильева и многие другие.
Трагический образ Федора Таланова создал в «Нашествии» заслуженный артист РСФСР Дементий Гаврилович Паротиков. Незаурядный талант и самозабвенный творческий труд этого артиста позволяли ему играть самые разноплановые роли: классических героев и героев-современников, характерных и остросатирических персонажей. Важной жизненной и сценической вехой Д.Г. Паротикова стала роль Ленина. Еще юношей он играл Владимира Ульянова в пьесе «Семья» А.Попова, и потом играл его на сцене нашего театра на протяжении почти сорока лет, в разных пьесах: «Заря над Питером» А. Вербицкого, «Кремлевские куранты» Н. Погодина, «Между ливнями» А. Штейна, «Снега» Ю. Чепурина, раскрывающих образ вождя революции в сложные и драматические периоды его жизни. Образ Ленина был знаменем советского театрального репертуара, и актер, взяв на себя величайшую для того времени ответственность, выполнил свою миссию достойно.
Фотографии предоставлены Государственным музеем истории, литературы, искусства и культуры Алтая